Скорая помощь: взгляд изнутри. Ірта-Fax
Приєднуйтесь до нас: Facebook YouTube
Вибір за датою
Цитата дня
Уся пи*дота, що краде гроші на війні, мусить знати: ми вас, упирі та бля*і, на олівець кровʼю своєю пишемо. Сторінок там вже не мало... Ті з нас, хто повернеться з війни живим, знайдуть кожного. Тікайте не озираючись. А краще застрельтеся. У*обки.
МАДЯР 07.01.2024
Суспільна думка
29 июля 2013

Скорая помощь: взгляд изнутри

Наверное, не найдется ни одного человека, который бы за свою жизнь ни разу не обращался к работникам скорой помощи. Подскочило давление, схватило сердце, беспокоят почечные колики. В подобных ситуациях первое, что мы делаем, - набираем «103», и в краткие сроки прибывает медицинская бригада.

Сегодня в экстренной медицинской помощи в рамках реформирования системы здравоохранения Украины происходят большие перемены. «Скорая» становится еще быстрее и надежнее, а стандарты оказания помощи – все выше. О том, как выглядит работа этой службы изнутри, я и попыталась выяснить, для чего провела один день на Луганской станции скорой медицинской помощи.

От звонка до звонка

С детства мы помним: если карета скорой помощи летит «на всех парах», с мигалками и тревожными сиренами, значит, кому-то очень плохо. Дрожь пронизывает тело, становится страшно. Здесь счет времени идет на секунды, ведь можно не успеть. В это время решающей становится слаженность в работе медиков, скорость реагирования в цепочке от вызова до выезда санитарного автомобиля.

Бригады скорой помощи работают в основном по суточному режиму. Смена начинается в 7:30, так как к 8-ми утра нужно проверить аппаратуру, заправку кислорода, наличие медикаментов и бортового оборудования, шин, родовых пакетов… Машина скорой помощи проходит санитарную обработку, а водитель – медицинский осмотр.

Юрий Михайлик, заместитель главного врача Луганской станции скорой медицинской помощи, поделился, что работает в бригаде интенсивной терапии, и иногда приходится выезжать на вызов, даже не успев принять смену. На каком этаже станции ты бы ни находился, по селектору слышно команды заведующего подстанцией.

«Прием вызовов по Луганску по каналу 103 принимают 3 диспетчера. Оформленный вызов поступает на два компьютера диспетчеров по эвакуации и дублируется на подстанциях. К больному отправляется бригада, ближайшая к месту происшествия, - рассказал Юрий Григорьевич. - На мониторе по отметкам разного цвета видно движение бригад – кто на вызов или госпитализацию (красный), а кто - свободен (зеленый). Если на карте, к примеру, отмечено белым, это значит, что автомобиль на профилактике».

Бригада, готовая на 100% к вызову, обязана выехать не позже, чем через 3 минуты. Такие временные рамки жестко контролируются, поскольку по нормативам помощь должна подоспеть в течение 10 минут в городе и 20 минут – в сельской местности.

В центральной диспетчерской службе станции также задействованы 6 диспетчеров по направлению, старший врач смены и врач круглосуточной службы КИС (консультационно-информационная служба) 15-103, который может не только дать совет по телефону, но и при необходимости направить бригаду для осмотра пациента.

Отметим, что сегодня центральная диспетчерская служба Луганской городской станции скорой медицинской помощи работает по автоматизированной системе организации, управления и контроля скорой медицинской помощи большого города (АСУ).

Универсальный солдат

Сергей Оберемок, заместитель директора Луганского областного Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, называет сотрудников этой службы универсальными солдатами, которые «помогут, расскажут и полечат». Экстренная медицина – это специфическая служба, своеобразный гибрид между службами спасения и медицинской частью работы.

К слову сказать, ЦЭМП и МК, уютно расположившийся на 3-м этаже Луганской станции СМП, делает лишь первые, но уверенные шаги. Уже готова сметная документация и проект будущей единой диспетчерской службы в Луганской области, под создание которой отведен 4-й этаж станции. По плану реконструкция должна завершиться к концу текущего года. Областью уже получено 27 новых автомобилей. На линию машины выйдут после завершения регистрации. В рамках национального проекта «Вчасна допомога» единая диспетчерская в порядке очереди регионов получит оборудование. А в соответствии с новыми программами в автомобилях скорой помощи будут установлены тревожные кнопки для обеспечения безопасности бригад. Кстати, в машинах Луганской станции скорой помощи такие устройства работают уже несколько лет – с установкой программы АСУ.

Сергей Евгеньевич рассказал, что в зависимости от ситуации вызовы обслуживают специализированная, общеврачебная или фельдшерская бригада (кардиологическая, неврологическая, психиатрическая или интенсивной терапии). Кроме этого, есть бригады педиатрического профиля – с преимущественным обслуживанием детского населения.

Наша служба и опасна, и трудна

Сложность в работе скорой помощи заключается в том, что каждый сотрудник не знает, что с ним случится в течение дня. Вызвать врача может как старенькая бабушка, которой одиноко, так и психически неуравновешенный человек. По статистике криминальные случаи учащаются в вечернее время, в выходные и праздничные дни. Здесь важным становится взаимодействие с милицией и службой «Беркут».

Заместитель директора ЦЭМП и МК Сергей Оберемок до сих пор практикует работу в бригаде. В ходе беседы он рассказал об опасностях, которые подстерегают на вызове.

«Был случай, когда мужчина закрылся в комнате с новорожденным, крепко держал его и никого не впускал. Ребенок плакал, но неизвестно, что с ним делали. Пришлось взломать дверь, чтобы спасти его. Затем оказалось, что мужчина психически болен. Однажды бригаду человек встречал с ножом в одной руке и молотком – в другой, - поделился Сергей Евгеньевич. – Еще помню, что приехали к девушке, которая порезала вены, а отец не впускал медиков, чтобы никто не узнал о его вине».

Скорей, скорей, я умираю!

Если «скорая» едет долго, мы сетуем на безответственность и полное безразличие бригады. Называем врачей циниками, которые привыкли видеть боль и страдания, поэтому их ничем не удивишь и не разжалобишь. Но на самом деле скорость реагирования бригады зависит от многих факторов.

На Луганщине еще нет четкой границы между неотложной и экстренной медицинской помощью, поэтому вся нагрузка взвалена на «скорые». «Нам самим приходится проводить эту градацию на неотложные и экстренные вызовы и обслуживать их. Если бригада свободна, она едет и на неотложный вызов; если занята, то в первую очередь обслуживается экстренный случай, а вызовы второй линии отстрачиваются на сорок минут – максимум час», - подчеркнул Оберемок.

Чем же отличаются экстренные вызовы? Это все ситуации, связанные с угрозой для жизни больных: несчастные случаи, падение с высоты, ДТП, огнестрельные и ножевые ранения, травмы, отравления, соматические патологии – отеки легких, инфаркты, инсульты и другие терминальные состояния у детей и взрослых. К неотложным вызовам относятся незначительные травмы, обострение хронических заболеваний, соматические состояния без угрозы для жизни, ургентные перевозки.

У вас высокая температура, но бригада не сильно спешит? Не волнуйтесь – к вам обязательно приедут. Это неотложный вызов, поэтому вполне возможно, что вас поставили в очередь после чего-то более опасного. Например, ДТП со многими пострадавшими, ребенок выпал из окна, попытка суицида…

Отбирают драгоценное время у «скорой» детские розыгрыши и ложные вызовы, когда человеку на самом деле не нужна была помощь, а посторонний побеспокоился и набрал 103. Но в сложившейся ситуации очень выручает профессионализм водителя. Ведь он должен доставить бригаду как можно быстрее и зачастую по неизвестному адресу. А если еще добавить пробки, низкую культуру автомобилистов, закрытые въезды во двор…

Немаловажно, что сейчас в Луганской области разрабатывается программа для подготовки немедицинских работников к оказанию первой помощи пострадавшему. Это также повысит шансы на спасение и выздоровление больного.

Как известно, для ускорения передвижения машин скорой используются мигалки и спецсигналы. По словам заместителя директора областного ЦЭМП и МК Сергея Оберемка, разрешение на их применение есть на тех структурных подразделениях, которые до реорганизации экстренной службы были станциями скорой помощи. А те подразделения, которые входили в состав больниц, на данном этапе готовят документы для их получения.

Время пожинать плоды

«Самое приятное в нашей работе – это когда виден эффект. Например, купировали кому, провели удачную реанимацию…, - отметил Сергей Оберемок. - Представьте, человек только лежал без сознания, не дышал, а теперь сидит и разговаривает с вами. В этом весь смысл!»


Мария Жидкова, пресс-центр Луганского областного Центра здоровья
+Поширити: