Приєднуйтесь до нас: Facebook YouTube
Вибір за датою
Цитата дня
Уся пи*дота, що краде гроші на війні, мусить знати: ми вас, упирі та бля*і, на олівець кровʼю своєю пишемо. Сторінок там вже не мало... Ті з нас, хто повернеться з війни живим, знайдуть кожного. Тікайте не озираючись. А краще застрельтеся. У*обки.
МАДЯР 07.01.2024
Суспільна думка
18 ноября 2013

Украина тонет в мусоре: копить дешевле, чем перерабатывать

Сегодня во всем мире отмечают День рециклинга – вторичной переработки отходов. «Праздник» нам неведомый, но для Украины очень актуальный – свалки уже занимают 4% территории страны, и с каждым годом эта цифра будет только увеличиваться. О разделении и переработке отходов думают немногие. Ставят дома несколько ведер для разных типов мусора и вовсе единицы. «Взгляд» пообщался с «пионерами» рециклинга в Украине и узнал, как они собираются заставить соотечественников думать о будущем планеты.

Работать с населением пока не получается

У киевского ООО «Экологическая лаборатория» узкая специализация – фирма разбирает и утилизирует отжившую свое электротехнику. Услуги, конечно, платные и пользуются ими только предприятия, обязанные избавляться от списанной техники. Народ же предпочитает оставлять приборы у мусорного бака. С сознательных горожан, которые все же приносят сюда свою электронику, берут символическую плату.

«Если у нас разборка и переработка одного монитора стоит 60 грн, то у граждан просим 10, – рассказывает директор «Лаборатории» Юрий Носаченко. – В стране на рециклинг финансирования нет, это никому не нужно, в отличие от Европы, где расходы на переработку оргтехники между собой разделяют государство и производитель».

Огромный сортировочный комплекс компании «Укрэкоресурсы» способен перерабатывать и утилизировать до 65 тыс. тонн отходов в год. Но для его полноценной работы попросту не хватает мусора.

«Его к нам просто не довозят. Не везде идет раздельный сбор отходов, населению никто не объясняет, как с ними обращаться, – сетует менеджер Ольга Дробышева. – Процесс морфологии отходов, то есть строгого контроля их передвижений от мусорного ведра и до свалки у нас никем не отслеживается».

Работа не из легких

На предприятиях по переработке отходов смена длится 8 часов. Сотрудники вручную сортируют мусор, разделяя влажные и сухие отходы. Затем часть хлама продают для вторичного использования, а мусор, который нельзя переработать, отправляют на мусоросжигательные заводы или зарывают на полигонах. Работа эта считается опасной для здоровья. При разборке ЭЛТ-монитора очень осторожно извлекают кинескоп – в стеклянной колбе множество вредных веществ.

«Мы их передаем другим предприятиям, которые на этом специализируются. На заводе «Никита Ртуть» из кинескопов извлекают все вредные вещества. Что касается меди, кабеля, пластмассы – это все разбирается до однородных материалов, а уже потом используется вторично. Пластмасса дробится в крошку и добавляется в состав для изготовления ряда изделий. Из продуктов вторичной переработки у нас делают автозапчасти, посуду, и многое другое. Эти вещи как бы получают вторую жизнь!» – рассказывает Носаченко.

Нулевая утилизация

Большая часть отжившей свое домашней техники и бытовых отходов выбрасывается и попадает на стихийную свалку. Это называется нулевой утилизацией. В отходах содержатся компоненты, которые, разлагаясь и попадая в почву, наносят огромный вред окружающей среде и здоровью – кадмий, ртуть, никель, полиэфирные смолы, фреоны.

«Чтобы люди сдавали технику, их нужно заинтересовать. В некоторых странах действует система залоговых цен. При покупке техники клиент платит определенный процент за ее утилизацию. Если он сдаст устаревший прибор, получит свои 3 или 5% переплаты назад. Уже определенная выгода для него присутствует. А вот если он выбросит предмет на свалку, то деньги ему не достанутся, зато пойдут на разбор техники и оплату труда», – рассуждает Носаченко.

Электроприборы составляют только 5% всего биомусора, который ежедневно производит человечество, но приносят 30% вреда. Украинцы в большинстве своем этой опасности не осознают.

«Рециклинг? Не слышал такого слова, – смеется киевлянин Денис Тимошенко. – У нас не Европа, и старания пары тысяч энтузиастов, которые сортируют свой мусор и относят батарейки в пункты переработки, напрочь нивелируется миллионами тех, кому плевать на это все. Не вижу смысла трепыхаться, общей картины это не изменит».

К счастью, есть и те, кто видит в рециклинге и правильной сортировке своего мусора элемент самоуважения и внутренней культуры.

«Я начал сортировать мусор, когда появились контейнеры возле дома. Стекло в один контейнер, зеленый, а пластик, бумагу – в желтый. К этому меня приучила девушка, а потом и родители подключились. Нас, тех, кто думает об окружающей среде, все больше!» – уверяет Фазиль Джинджолия.


+Поширити: