Приєднуйтесь до нас: Facebook YouTube
Вибір за датою
Цитата дня
Уся пи*дота, що краде гроші на війні, мусить знати: ми вас, упирі та бля*і, на олівець кровʼю своєю пишемо. Сторінок там вже не мало... Ті з нас, хто повернеться з війни живим, знайдуть кожного. Тікайте не озираючись. А краще застрельтеся. У*обки.
МАДЯР 07.01.2024
Суспільна думка
11 декабря 2017

«Доступное жилье»: Программа стартовала, жилья нет, деньги закончились…

Старт приема заявлений для участия в программе «Доступное жилье», который был дан 28 ноября 2017 года в Государственном фонде содействия молодежному жилищному строительству, сразу вызвал изрядный энтузиазм в рядах переселенцев. Но по какой-то злой иронии этот энтузиазм практически немедленно и четко показал, что на самом деле на программу как реальный механизм решения жилищных проблем ВПЛ никто и никогда всерьез не рассчитывал…

Теория доступности

Началось все с того, что в апреле нынешнего года Верховная Рада приняла (а позже – президент подписал) закон «О внесении изменений в ст.4 закона «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства (относительно реализации государственных жилищных программ)».

Закон предусматривал для переселенцев возможность приобретать себе жилье за половину его реальной стоимости. Вторую половину за это жилье должно было заплатить государство. Также закон давал возможность ВПЛ брать банковский кредит на покупку жилья под вполне привлекательную ставку в 7% годовых. Оба варианта объединили в ту самую программу «Доступное жилье», которая и стартовала в Украине пару недель назад.

Естественно, пока программа существовала лишь в теории, о том, что на самом деле случится, когда она реально заработает, по традиции, никто особенно не задумывался. Тем более, что в теории все выглядело красиво, как в сказке. Переселенцы, нуждающиеся в жилье, бодрой толпой примерно в 1,3 миллиона человек (примерно столько ВПЛ по последним данным Международной организации миграции имеет право участвовать в программе) приходят в Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству. Там каждую семью уже поджидает богатый выбор жилья, как говорится, на любой вкус. Владельцы буквально наперебой предлагают жилье переселенцам. Выбирай – не хочу.

Прямо в холле стоит огромный стол, за которым сидит «государство». Перед ним большой сундук с деньгами. Если кто-то из переселенцев решил купить жилье, то оно сразу достает из сундука купюры и с удовольствием вносит свою половину цены. Хозяева квартир счастливы, потому, что получили деньги. Переселенцы счастливы, потому, что получили жилье. Государство счастливо, потому что… А почему счастливо государство? Потому что рассталось с деньгами ради блага людей?

О главном. То есть о деньгах

На самом деле, видимо, такая сказка сделала бы государство не слишком счастливым. Не любит наше государство делать жизнь своих людей сказкой. Как-то исторически не сложилось.

Возможно, именно поэтому, хотя закон о «Доступном жилье» Рада приняла еще в апреле, до конца ноября он вообще не действовал.

Да и сейчас правительство так и не приняло целую гроздь постановлений, позволяющих работать второй схеме программы – ипотечному банковскому кредитованию под 7% годовых. То есть, на самом деле из программы «Доступное жилье» на самом деле действует лишь вариант с покупкой жилья за 50% его стоимости. Остальное, как известно, должно заплатить государство.

Для того, чтобы что-то, за кого-то, куда-то, когда-то заплатить государство предусматривает финансирование процесса в Госбюджете на соответствующий год. Это, конечно, не твердая гарантия, что деньги будут уплачены. Однако, в противном случает есть твердая гарантия, что они точно уплачены не будут.

С объемом государственного финансирования программы (тех самых вторых 50% стоимости) до сих пор полной ясности нет. Изначально Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству амбициозно запросил на эти цели на следующий год целый 1 млрд грн. «Мы надеемся, что в 2018 году финансирование программы доступного жилья будет увеличено до 1 млрд грн. Это предоставит возможность обеспечить жильем 5 тысяч семей, или около 15 тысяч граждан», – заявил глава фонда Сергей Комнатный.

Как уже говорилось, количество ВПЛ, нуждающихся в жилье, и имеющих право воспользоваться программой «Доступное жилье», – примерно 1,3-1,35 млн человек. Как говорится, почувствуйте разницу.

В реальности, на финансирование программы «Доступное жилье» на весь будущий 2018 год до последнего момента было предусмотрено… 30 млн грн. Примечательно, что у программы есть масса значимых нюансов, которые государственные чиновники предпочитают не афишировать.

Cтравить АТО-шников и переселенцев?

«Мы понимаем, что сумма, которая закладывалась, она уже априори была очень смешной и это выглядело больше, как издевательство. Все понимают, какой масштаб этой проблематики. Все понимают, что этой программой могут воспользоваться не только внутренне перемещенные лица. Там еще есть лица, которые находятся на квартирном учете и воины АТО. Это три категории, которые могут воспользоваться этой программой. Заложить сумму в 30 млн грн и продекларировать, что, если этого не хватит, заложим еще больше, это абсурд», – заявила уже после начала работы программы глава Всеукраинской организации по делам вынужденных переселенцев Оксана Ермишина.

Впрочем, несколько дней назад стало известно, что так называемая «согласованная сумма» финансирования программы, скорее всего, будет увеличена до 100 млн грн. Но большей, по мнению экспертов, она уже точно не будет. Словом, 100 млн грн – еще не факт.

Многие эксперты обратили внимание на то, что даже увеличенная до 100 млн грн сумма – это почти в 4 раза меньше, чем заложенные в госбюджете деньги на строительство стадионов с искусственным покрытием. Стадионы стране, конечно, нужны. Но, возможно, жилье переселенцам нужнее?

«Обычно на Киев выделяется примерно 10-я часть общего финансирования. Выходит, что денег хватит максимум на 30-40 квартир (в Киеве). Есть две группы населения, которые больше всего пострадали от конфликта – это люди, которые жили на неподконтрольной территории, и те, кто воевал за эту территорию. Есть у нас политические силы, которым было бы очень приятно увидеть, как участники АТО и переселенцы между собой соревнуются за получение финансирования», – заявил заместитель главы Киевского городского союза ветеранов АТО Антон Колумбет.

В ответ на критику, заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Юрий Грымчак заявил, что «сумма, выделенная на финансирование программы "Доступное жилье", может быть увеличена, если будет спрос и финансовые возможности у государства». Для всех было очевидно, что ключевой момент – совсем не спрос, а как раз возможности государства. То есть ресурс, заложенный в Госбюджете-2018.

«Эти 30 млн грн, пилотно. Посмотрим, сколько людей будет обращаться, если нужно будет, обратимся в Верховную Раду и увеличим это финансирование. Пока что в бюджет заложили, сколько смогли. Вопрос в том, чтобы этот механизм заработал. Пока что неизвестно, сколько людей обратится с этим вопросом…. Расчет суммы шел не по киевским ценам, где цена, кажется, 12 тыс. грн за квадратный метр. Не будет государство проплачивать ВПЛ и дворцы покупать», – пояснил он.

Народ валит толпой

Вопрос о том, «сколько людей обратится с этим вопросом» был снят уже в первые несколько дней работы программы «Доступное жилье». В отличие от членов правительства, изображающих из себя первый аркан Таро, переселенцы сразу поняли, что к чему. Правила участия в программе, по сути, напоминали простой и понятный житейский принцип – кто раньше встал, того и тапки. И результат не замедлил сказаться.

«Только за первую неделю приема документов 690 граждан подали на участие в программе на 160 млн грн. К концу года мы ожидаем, что еще около 2 тысяч пакетов документов от желающих принять участие», – заявил несколько дней назад глава Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Сергей Комнатный. Как уже было сказано, якобы согласованная суммы финансирования программы на 2018 год – 100 млн грн, а гарантированная – 30 млн грн.

Кстати, пусть цифра в 690 украинцев, подавших документы на участие в программе, никого не обманывает. В данном случае «подали» означает, что документы приняты и оформлены официально. Как ранее заявлял сам Сергей Комнатный, «за один рабочий день удается оформить 60-70 пакетов документов». То есть цифра 690 никак не отражает количество желающих участвовать в программе. Этим во многом и объясняется то, что оформление поданных документов будет идти до конца нынешнего года. Как минимум.

Неизвестные детали «Доступного жилья»

А тем временем всплывают все новые и новые «радостные» нюансы работы стартовавшей программы «Доступное жилье». Как оказалось, на данный момент программа не работает во Львовской, Херсонской, Ровенской и Житомирской областях. Там… нечего покупать. Во всяком случае пока. Учитывая то, что ВПЛ может подавать заявку на участие в программе только в пределах области, где стоит на учете, то переселенцы в этих областях, как говорится, «в пролете». Впрочем, они могут перерегистрироваться как ВПЛ в другой области…

Кстати, нечего или почти нечего покупать не только в четырех вышеупомянутых областях. «На данный момент объектов очень мало. На первом заседании комиссии было представлено только 7 объектов по всей стране: выбора реально не было. А не было потому, что застройщики ради 30 миллионов гривен финансирования не заинтересованы проходить длинную бюрократическую процедуру, да и вообще не очень заинтересованы. Всем застройщикам программы было направлено требование, что, если будет выявлено завышение стоимости квадратного метра, этот застройщик будет снят с программы. Застройщик сам формирует стоимость квадратного метра, и иногда эта стоимость кажется комиссии завышенной», – сообщил Антон Колумбет.

Кстати, он уточнил еще один важный момент. По его словам, человек, претендующий на участие в программе «Доступное жилье», по состоянию на сегодня должен иметь на счету всю стоимость жилья, а уже потом государство возместит ему 50% стоимости...

Возможно, именно этим неафишируемым фактом объясняется еще один странный феномен. Несмотря на то, что в Донецкой области зарегистрировано более 500 тыс. ВПЛ, многие из которых нуждаются в жилье, желающих участвовать в программе пока всего… двое. В этой связи в Государственном фонде содействия молодежному жилищному строительству уже заявили, что будут перераспределять финансирование на другие регионы.

Денег больше не дадут. Денег нет

Что касается возможности выделения на программу «Доступное жилье» дополнительных денег из госбюджета, то в такое никто всерьез не верит.

«Из всех возможностей реализовать наше право на жилье, была выбрана такая, которая, действительно, не может быть реализована для большинства переселенцев. Это – 50% компенсации. Это такая нагрузка на бюджет Украины, которую он выдержать просто не может. После того, как будет запрос депутатам на дополнительное финансирование программы "Доступное жилье", они скажут: "А что нам сократить расходы на медицинское обслуживание, или на образование, или на войну?"», – пояснила Оксана Ермишина.

А пока, вице-премьер Павел Розенко сделал довольно интересное заявление. «Жилищная проблема переселенцев стоит перед нами очень остро. И мы будем на это реагировать. Позиция нашего правительства заключается в том, что мы все-таки будем, я думаю, постепенно переходить к долгосрочным программам», – заявил он.

Некоторые ВПЛ в этой связи уже успели саркастически отметить, что «долгосрочные программы» видимо, означают – «не в этой жизни»…

Михаил Попов, РПД «Донецкие новости»


+Поширити: