Присоединяйтесь к нам: Facebook Twitter YouTube
Выбор по дате
Персона
Цитата дня
"Есть разные силы: Украина, Россия, Европа, США и я не знаю, куда отнести боевиков. Игнорировать их совсем невозможно. Нужно их как-то учитывать, потому что они будут всегда оказывать сопротивление"
Первый президент Леонид Кравчук
Общественное мнение
Общество
23 октября 2006, 17:26

Рейтинги всех телевизионных новостей упали?

Зафиксированное в сентябре падение рейтингов новостийных программ на всех телеканалах Украины эксперты связывают прежде всего с их заполитизированностью, избытком сюжетов "из властных коридоров", весьма частым присутствием на экране политиков. Новости о политике на ТВ временами перерастают в политические ток-шоу или вставки-диалоги журналиста-ведущего с гостем-политиком. Впрочем, интереснее для зрителя они от этого не становятся. "Украинская информационная журналистика сегодня заболела американской моделью журналистики - примитивные новости, где все тебе рассказывают, даже дают названия сюжетам и тебе уже не нужно думать",- отмечает Анатолий Яковец, доцент Киево-Могилянской школы журналистики. "Нужно не выбрасывать политику или запихивать политику в конце новостей на том основании, что зрителю интереснее что-то другое, а делать рассказы о политике более интересными", - считает Владимир Кулик, старший научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины.

Кроме этого, подборки новостей на телеканалах очень похожие, поскольку каналы ориентируются главным образом на анонсы информационных агентств - нет самого явления ньюсмейкерства. "По телевидению мы получаем вторичную информацию, часто это пересказ всего, что мы уже имели возможность прочитать в интернете. И это обусловлено не только техническими проблемами, но и отсутствием инсайдеров и разветвленной системы получения информации. Все "сидят" на "джентльменском наборе": Интерфакс-Украина, УНИАН, Украинские новости, возможно, РБК-Украина и нескольких сайтах, где первенство, безусловно, держит "Украинская правда", - комментирует медиа-директор информационного агентства "РБК-Украина" Роман Скрыпин.

Такой подход к журналистике требует серьезных финансовых затрат, а телеканалы не воспринимают новости как маркетинговый инструмент, который может привлекать определенную аудиторию. Новости существуют для всех одновременно, невзирая на вкусы специализированных групп. Скорее это вопрос престижа для канала -ведь без выпусков новостей канал как бы становится неполноценным или второстепенным. "В принципе, сейчас канал может существовать и без новостей, - говорит медиа-эксперт Василий Костюк, - но запросы общества требуют все-таки иметь информационную службу. Доля информационного вещания на главных каналах то увеличивается, то уменьшается, но для всех остается удачным примером успех "5-го канала" во время "оранжевой" революции.

Телеграфный стиль

Тем не менее сами телеканалы четко позиционируют себя и свои новости как что-то уникальное и не похожее на тот продукт, который создают конкуренты. Директор программы "новости" на Первом Национальном Иван Федоров утверждает: "Именно из наших выпусков новостей зрители привыкли узнавать о большинстве государственных решений. Важно также помнить о соблюдении национального интереса во время освещения определенной темы. Национальный интерес - это то, что объединяет страну, и в западных журналистских школах не стыдятся говорить о понятии "национальной точки зрения".

Александр Богуцкий, генеральный продюсер ICTV, говорит, что смотрит новости на "Интере" и "1+1", так как там программы новостей более рейтинговые, "потому что каналы большие", но однозначно утверждает, что "Факты" на ICTV отличаются из других тем, что "не уделяют внимания заявлениям, комментариям и сообщениям на манер "тот и тот планирует то и то".

Илларион Павлюк, шеф-редактор программы "Один день" на К1, более обоснованно объясняет специфику новостей на К1: "Мы обратились к классике, на которой строилась еще британская журналистика. Это структурирование новостей за тремя жанрами сюжетов - репортаж, расследование и "стори", что длятся дольше обычных - где-то 3-4 минуты. Само событие подается в студии, а сюжет существует для того, чтобы зритель мог или оказаться на месте события, если это репортаж, или ощутить на себе эту проблему, сопоставив свою судьбу с судьбой персонажа, если это "стори", а если это расследование, то зритель вместе с журналистом как бы сам ищет ответ на вопрос".

Зато экспертам труднее подобрать для каждого телеканала иные слова, чтобы охарактеризовать их новости. Сергей Таран замечает: "Можно различать новости на разных телеканалах по стилю подачи. ТРК "Украина" имеет несколько советский стиль подачи, там очень часто присутствуют заангажированные политические комментарии. Отчасти симпатии журналистов проявляются и на "5-м". НТН постоянно заедается с властью и имеет имидж этакого задиристого канала, хотя, безусловно, симпатии таки есть на уровне руководства. Довольно консервативный стиль подачи новостей на Первом Национальном. Новости на ICTV или других каналах холдинга Пинчука - это, в принципе, сухая подача новостей". А Василий Костюк новости на ТВ разделяет по принципу новостей на больших и малых каналах: "На "Интере" и "Плюсах" наблюдается такая более господская, аристократическая рассудительность. Хотя "Плюсы" часто злоупотребляют своими техническими возможностями, перегружают новости прямыми включениями и поэтому в них где-то затирается сам жанр сюжета. На "Интере" сейчас тенденция к авторскому восприятию, хотя это скорее мнение редакции, чем молодого журналиста в студии. И еще там этот инфотейнмент - средство "заговорить" проблему, что приводит к профанации. НТН отличается своей оперативностью, но это все нивелируется тем, что у него бульварный, желтый подход - на первом месте какой-то слух, убийство, скандал. Этим самым отчасти страдает и СТБ".

Дизайн и верстка

Владимир Кулик считает, что своеобразный почерк новостийной программы на разных каналах очевиден, когда смотришь, какую новость они считают главной и какие новости вообще пускают в эфир. "Медиа некогда не объясняют, почему та или другая новость главная. Нет слов "из таких-то новостей мы выбрали эти". Они склонны думать, что это какая-то объективная система ценностей. Особенно это касается социальных сюжетов", - говорит он.

А относительно событийных новостей, которым часто не хватает бекграунда, то медиа-консультант Евгений Глибовицкий усматривает в этом еще и определенную застарелость наших телевизионных новостей: "В целом мире логика новостей уже давно тематическая. В Украине были эксперименты на УТ-1 в то время, когда новости "возглавляли" Василий Самохвалов и Андрей Шевченко, или которые делал "5 канал" на заре своего информационного вещания, очень редко это делали "1+1" или "Интер". Но полноценно выйти на логику тематической верстки не смог ни один игрок. Новости остаются весьма далекими от аудитории и довольно близкими к владельцам телеканалов". Вместе с тем отечественные телеканалы до сих пор не способны ни кадрово, ни технически обеспечить действительно хороший новостийный продукт. "Казалось бы, именно новости - это лучшее реалити-шоу. Главное - уметь рассказать о событии. И самое главное - в реальном времени и с места события. Однако сейчас это в целом производит впечатление такого себе местечкового, инфантильного, бедного ТВ, у которого яркой есть лишь обертка", - подытоживает Роман Скрыпин.

 


Комментарии
+Поделиться:


Счетчики:
Наши партнеры: