Присоединяйтесь к нам: Facebook Twitter YouTube
Выбор по дате
Персона
Цитата дня
"РФ несет полную ответственность за нарушение прав человека на оккупированных территориях"
Президент Украины Петр Порошенко
Общественное мнение
Общество
15 января 2007, 12:25

Традиции празднования Святок

Святки - это «святые дни». На святки славили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай, поздравляли друг друга, всем родным, знакомым, соседям желали здоровья, счастья, всего наилучшего. Святки - самый веселый крестьянский праздник. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

Следует различать две традиции в праздновании Святок: христианскую и языческую.
В христианской традиции Святки - это празднование Рождества Христова. До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) По другим источникам это слово происходит от старославянского святки - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий - узнать о будущем урожае.

В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное - рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные - колядующие, специально для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.

Первые дни Святок, как правило, предназначались для того, что попроведовать родителей, старых. Сделать подарки сиротам и бедным, посетить тюрьмы и остроги. С собой всегда несли особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле
Церковная и языческая традиции празднования Святок пересекаются в обычаи «смотрин» и «ярмарок невест». В святочные дни одинаково популярными были как всевозможные гадания, ворожба, так и различные игры, хороводы, светские «вечера».
Последние дни Святок были посвящены подготовкой к другому двунадесятому празднику – Крещению Господня. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами.
Замечательно описывает процесс создания Иордании и ее вид Антон Павлович Чехов в

Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет СВЯТКИ из всего календарного года, Это объясняется, во-первых, тем, что праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и осмыслялись как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом; а во-вторых, комплексом представлений о приходе в первый день СВЯТОК на землю с того света душ умерших и о разгуле нечистой силы с Рождества до Крещения. По восточнославянским поверьям, Бог, радуясь рождению сына, выпускает с «того света» и души умерших, и нечистую силу гулять по белу свету. Этим объясняется негативная трактовка святочного времени как «бесовского», «нечистого», «злого», «страшного» и «вредного». У южных славян святочные дни назывались «погаными», «некрещеными», «караконджуловыми», «вражьими» и т.п.

Ко всем трем праздникам были приурочены особые обряды, определяющие благополучие хозяев на весь текущий год: в дом вносили свежую воду и умывались ею для здоровья; ставили в красный угол первый сноп; пол устилали соломой; разыгрывали магические сценки — «прятались за пирогами», чтобы обеспечить себе урожайный год; обвязывали соломой фруктовые деревья; кормили кутьей домашнюю птицу, окружив ее поясом, чтобы она держалась своего двора; угощали скот обрядовым хлебом, «будили» коров и пчел, поздравляя их с праздником, и т. п.

Особое место занимали приметы, по которым пытались угадать погоду и достаток в хозяйстве в течение будущего года. Считалось, что с Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима — на мороз; что на Новый Год день прибывает «на куриный шаг»; что день Нового года — это «году начало, зиме — серёдка»; что если на СВЯТКИ много звезд на небе или часто идет снег и на деревьях много инея, то год будет урожайным, и тому подобное.

В представлениях о начале и конце святочного периода заметно выделяются мотивы «прихода» персонифицированного праздника (или заменяющих его мифологических персонажей) и его «выпроваживания» в последний день СВЯТОК. В основе этой фразеологии и фольклорных мотивов лежат верования о том, что души предков посещают в это время свои дома, где родственники готовят для них поминальную пищу (обрядовый хлеб, кутью, блины), а по истечении срока вновь возвращаются в загробный мир. По русским верованиям, Бог, радуясь рождению сына, выпускает из «иного мира» покойников и нечистую силу «гулять по белу свету». Этим и объясняется народная терминология СВЯТОК, называемых у восточных славян «страшными вечерами», «погаными» и «нечистыми» днями, «кривыми» неделями (ср. мифологизированные образы Правды и Кривды в ст. Славянская мифология). Белорусы Полесья верили. что если во время рождественского ужина посмотреть из сеней вовнутрь дома через дверную щель, то можно увидеть последнего умершего члена семьи, который ужинает с живыми. Словаки (р-на Горегронья) говорили, что увидеть своего покойного отца можно, заглянув в «устье» печи.

В связи с поверьями о приходе мифических гостей существовал обычай принимать на СВЯТКИ любого пришедшего в дом как особу священную и одаривать, его обрядовой пищей, предназначенной для духов. По первому посетителю гадали об удаче или неудаче в жизни и хозяйстве. Приход персонажей загробного мира инсценировали и святочные ряженые, среди которых наиболее популярными были фигуры страшилищ, оборотней, «старики», «дед и баба», «кудесники», «буки», «кикиморы», «покойники»; в Вологодском крае их называли «страшные наряжонки». К этим же поверьям можно отнести обычай рядиться «умруном», «смертью», «покойником» в святочных севернорусских играх на посиделках.

Как священные гости и посланники с неба воспринимались и участники святочных колядных обходов: ср. Коляду как персонификацию Рождества. Колядующие ходили по домам в вечернее время и ночью специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им соответствующие благопожелания в форме колядных песен и приговоров. Известные у всех славян представления о том, что благосостояние семьи в текущем году находится в прямой зависимости от одаривания колядующих, определяли характер взаимоотношений между ними и хозяевами посещаемых домов.

Центральным моментом всех трех святочных праздников была общесемейная трапеза. Обычно готовилось нечетное количество блюд. Обязательной едой у восточных славян считалась на СВЯТКИ (и на поминках) кутья — вид круто сваренной каши из ячменной или пшеничной крупы (иногда приготовленной из смеси разного вида зерна). У русских, кроме кутьи, готовили и другие кушанья — блины и овсяный кисель. Начинали ужин с молитвы и поминовения умерших родственников. Украинские лемки выкладывали на стол столько лишних ложек, сколько членов семьи было похоронено за истекший год. Перед ужином или в момент подачи на стол кутьи хозяин выходил на порог дома и торжественно приглашал к ужину души умерших родственников (или других мифологических персонажей — «мороза», «волка», «птиц», «Бога», «тучу», «ветер» и т.п.).

Во время ужина и после него в разных формах осуществлялся акт обрядового «кормления душ», для которых откладывали в специальную миску понемногу от каждого блюда (или первую ложку кутьи, первый испеченный блин); бросали пищу в углы дома, за окно, в печь; оставляли на ночь остатки пиши и посуду на столе.

Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и обьясняются многочисленные формы святочных гаданий.

При всей повторяемости одного и того же комплекса обрядов в праздничные даты святочного периода можно отметить и некоторые особенности обрядов, приуроченных именно к Новому году, связанных с магией т.н. «первого дня». Так, в отличие от рождественского и крещенского ужина, к новогодней трапезе готовилась обильная скоромная пища, т.к. сытное праздничное застолье должно было обеспечить изобилие продуктов на весь год. К Новому году старались избавиться от болезней и долгов, чтобы быть здоровым и преуспевать в текущем году. Специфически новогодним был обряд «посевания овсом», который совершался ранним утром детьми, обходившими все дома в селе и исполнявшими короткие песенки с пожеланием урожайного года (ср. Авсень)

Для Нового года и Крещения более характерны, чем для Рождества, «очистительные» обряды: подметание в доме и выбрасывание святочного мусора в пустынные места подальше от дома; сожжение рождественской соломы или разведение костров; окуривание или окропление водой хозяйственных построек; надписывание освященным мелом крестов на дверях и воротах и т.п.

Поверья о возвращении предков из «иного мира» обратно в царство мертвых в последний день СВЯТОК получили свое обрядовое оформление в обычаях «проводов», таких, как «изгнание коляды» («кутьи», «зимы», «старого года»), приуроченных преимущественно к Крещению. Например, в Полтавской губ. в Крещенский сочельник после ужина «прогоняли кутью» выстрелами во дворе дома, ударами палкой в ворота и двери дома. В русских селах «изгоняли святки» следующим образом: парни скакали на конях вдоль села и с громкими криками били метлами и кнутами по углам и заборам. В Гродненской губ. провожали «коляду»: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!»

Большой комплекс крещенских обычаев был связан с обрядом церковного освящения воды в водоемах, который осмыслялся в народе, в частности, как способ изгнания нечистой силы из рек и озер.


Ирта-Fax
+Поделиться:


Счетчики:
Наши партнеры: