Выступление народного депутата от ПР Владимира Ландика во время Международного форума кабельных операторов. Ірта-Fax (версія для друку) 14 мая 2009, 14:43

Выступление народного депутата от ПР Владимира Ландика во время Международного форума кабельных операторов

Народный депутат Украины от ПР, председатель подкомитета по вопросам свободного доступа граждан к информации и контролю за действиями органов власти в информационном пространстве Владимир Ландик принял участие в работе Международного форума кабельных операторов, который проходил в Гаспре (Автономная республика Крым)  в рамках Дней кабельного телевидения с 12 по 14 мая. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления:

  

Тема нашего собрания подтверждает тезис о том, что деятельность государственных органов, особенно правительства и Национального совета по телевидению и радиовещанию, призванных регулировать предпринимательство не способствует снижению влияния кризисных явлений, а наоборот углубляет эти проявления.

В таких условиях сложно говорить о развитии малого и среднего бизнеса, создании сильного среднего класса, развитии свободного рынка информационных услуг, свободе слова, защите интересов национальных меньшинств и т.д..

Ситуация, которая складывается в деятельности операторов кабельного телевидения, вызывает обеспокоенность и тревогу с точки зрения развития нормального рынка услуг, обеспечения свободы слова и защиты демократических принципов.

 

К сожалению, мы до сих пор не можем отказаться от соблазна под разными предлогами вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательства в сфере предоставления информационных услуг. Предлоги выбираются самые разные, то несоблюдение моральных норм, то обеспечение информационной безопасности страны.  

До января 2009 года можно было объяснить эту ситуацию тем, что Украина не ратифицировала Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Но хочу напомнить, 21 января 2009 года вступил в действие Закон Украины «О ратификации Европейской Конвенции о трансграничном телевидении», которым Украина подтвердила свое стремление интегрироваться в Европейское информационное пространство и выполнять правила и условия Международных обязательств.

 

Основная  суть Конвенции прописана в преамбуле – «свободное движение информации и идей и независимость телевещателей». А также в статье 1: «… целью является содействие… трансграничной трансляции и ретрансляции телевизионных программ».

Фактически Конвенция имеет целью содействие защите прав, предусмотренных статьей 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: «Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует Государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий». 

Статья 4 Конвенции прямо вытекает из статьи 10 Конвенции о правах человека: «Участники обеспечивают свободу слова и информации в соответствии со статьей 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и гарантируют свободу приема и не ограничивают на своей территории ретрансляцию программ, соблюдающих положения настоящей конвенции».

 

Кроме того, из статьи 3 Конвенции следует, что она применяется исключительно к деятельности первичных вещателей, создателей программ. Что подразумевается под понятием «вещатель», четко выписано в Конвенции и пока еще не перенесено в украинское законодательство.

В то же время и Европейская концепция о правах человека допускает государственное вмешательство в деятельность субъектов, распространяющих информацию, посредством лицензирования их деятельности.  Но это положение также распространяется исключительно на «радиовещательные, телевизионные и кинематографические предприятия», т. е. на первичных участников рынка телевизионных, радио- и киноуслуг, которые, собственно, и несут ответственность за содержание информации, распространяемой ими.

Что же касается провайдеров программных услуг, которые осуществляют только ретрансляцию программ, то их деятельность не рассматривается как требующая лицензирования со стороны государства, т. к. они не несут ответственности за содержание  программ.

Более того во многих странах мира, которые ратифицировали Конвенцию, лицензируются только вещатели, которые  готовят программные услуги, провайдеры же просто регистрируются  в установленном порядке.

Государство контролирует содержание программ, но не может диктовать провайдерам как субъектам предпринимательства какие каналы им транслировать, а какие нет.

 

В украинском законодательстве пока норма лицензирования сохраняется и для провайдеров программных услуг, причем на одинаковых условиях с вещателями. Национальный совет по телевидению и радиовещанию пока  не спешит готовить законопроект о  приведении в соответствие с Конвенцией украинского законодательства в сфере телевидения и радиовещания, продолжая политику вмешательства в хозяйственную деятельность структур предпринимательства и тотального контроля содержания пакетов услуг, под предлогом защиты информационного пространства Украины. 

Последний пример решения запрета ретрансляции ряда российских телеканалов на территории Украины – «РТР-Планета», «Первый канал. Всемирная сеть», «TVCI», «ТелеНяня», «Дом Кино», «Музыка первого», «Время: далекое и близкое» и т. д., свидетельствует о том, что  лицензированием кабельных операторов можно злоупотреблять с целью ограничения ретрансляции определенной категории телевизионных каналов.

По каким критериям были выбраны телеканалы, в чем состоит нарушения ими законодательства Украины, почему именно российские каналы были подвергнуты такой обструкции со стороны государственного органа?

Ответов на эти вопросы пока нет. Но политический резонанс такая деятельность Нацсовета уже имеет и приводит к ухудшению и без того натянутых отношений с нашим ближайшим соседом и партнером  - Россией.

 

С точки зрения европейского законодательства такая практика неприемлема. Согласно Конвенции о трансграничном телевидении ограничение ретрансляции или трансляции иностранных каналов на территории возможно только, если содержание программных услуг, противоречит требованиям Конвенции.

Эти требования закреплены в ст. 7.: «программы в целом, их представление и содержание должны обеспечивать уважение достоинства человеческой личности и основных прав других людей.

В частности, они не должны:

а) быть непристойными и в особенности содержать порнографию;

b) чрезмерно выделять насилие и способствовать расовой ненависти».

 

Действия Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию после ратификации Конвенции означают нарушение Украиной взятых на себя обязательств по международному договору.

 

 И еще одно замечание: российские каналы транслируются во многих странах мира, что только способствует процветанию в этих странах туристического бизнеса. Трудно понять, почему на территории страны, где 60% населения говорит на русском языке, есть граница с Россией, туристические объекты, интересные для россиян, проживают этнические русские, не могут транслироваться программы российских  каналов.

Поэтому я как народный депутат Украины обратился с депутатским запросом к  первому заместителю председателя  Национального совета по телевидению и радиовещанию с рядом конкретных вопросов, на которые планирую получить доступные ответы и обнародовать их в средствах массовой информации.


URL: http://irtafax.com.ua/news/2009/05/2009-05-14-30.html Copyright © Ірта-FAX, 2006-2024