Падение доходов населения и рост цен на сигареты создали благоприятные условия для наращивания производства поддельной продукции для контрабанды и насыщения отечественного рынка.
Масштабы контрабанды сигарет, в том числе в Украину, а также случаи производства контрафактной продукции достигли такого уровня, что обратили на себя особое внимание Президента Украины. В частности, в прошлом месяце Виктор Ющенко провел специальное совещание с правоохранительными и контролирующими органами относительно активизации борьбы с контрабандой и теневой экономикой.
Непродуманное повышение ставок акцизного сбора с 1 мая 2009 года, которое лоббировалось рядом народных депутатов, привело к увеличению незаконного производства и обращения табачных изделий в Украине.
Это подрывает поступления в бюджет и в Украине, и в соседних государствах, куда частично перетекает нелегальный продукт, негативно отражается на легальных производителях, вредя репутации брендов, уменьшая доходы производителей и дистрибьюторов (и соответственно, налоговые поступления), а также переводит потребителей на поддельную продукцию, которая не отвечает базовым украинским и международным стандартам.
В частности, лишь в мае-июне в 2009 года, после дежурного повышения акциза на табачные изделия, работниками таможни было задержано 14 млн. сигарет известных марок компании «Филипп Моррис Украина». Из 12 млн. произвольно проинспектированных образцов задержанных сигарет 6 млн. оказались подделками.
Чтобы предотвратить превращение Украины в региональный центр производства контрафактных сигарет, ведущие легальные производители табачной продукции уже разработали комплекс мероприятий.
По мнению производителей, предложенный системный подход в тесном сотрудничестве с государством будет способствовать достижению позитивных результатов в борьбе с незаконным обращением табачных изделий.
Однако чрезвычайно важно, чтобы государство также воздерживалось от шагов, которые будут стимулировать рост производства контрафакта и контрабанды сигарет в Украине.
Только таким образом удастся защитить потребителей от некачественной продукции, бюджет - от потери доходов, а государство - от имиджа главного производителя нелегальной табачной продукции в Европе.