Присоединяйтесь к нам: Facebook Twitter YouTube
Выбор по дате
Персона
Цитата дня
"Есть разные силы: Украина, Россия, Европа, США и я не знаю, куда отнести боевиков. Игнорировать их совсем невозможно. Нужно их как-то учитывать, потому что они будут всегда оказывать сопротивление"
Первый президент Леонид Кравчук
Общественное мнение
Общество / Региональные
07 декабря 2009, 12:01

В Далевском университете состоялся семинар-практикум по влиянию МАН на формирование научного мировозрения

В Луганске состоялся четырехдневный семинар-практикум «Влияние образовательной системы Малой академии наук на формирование научного мировоззрения и поискового мышления учеников общеобразовательных учебных заведений». Об этом «Ирта-FAX» сообщает Центр по связям с общественностью Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля.

 

Систематизированный поиск и работа с одаренной молодежью в Украине ведется фактически только государственным внешкольным учебным заведением Малой академии наук ученической молодежи. Однако даже те позитивные сдвиги, которые видны на поле деятельности этой организации за 15 лет, требуют серьезной модернизации.  

 

Для поиска путей решения этого вопроса и выработки единой концепции действий в Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля (Луганск) на  Всеукраинский четырехдневный семинар-практикум «Влияние образовательной системы Малой академии наук на формирование научного мировоззрения и поискового мышления учеников общеобразовательных учебных заведений» приехали директора представительств Малой академии наук Украины, руководство МАНУ, первые руководители области.

 

Сегодня работа Малой академии наук сконцентрирована во всех 27 областях Украины. Все они действуют как отдельное юридическое лицо или входят отдельным структурным подразделением в другие внешкольные, высшие учебные заведения, учреждения системы НАН Украины, Министерства образования и науки Украины, Академии педагогических наук Украины.

 

«Выпускники учебных заведений представляют новое поколение будущих научных работников, - подчеркнул президент Луганского отделения Малой академии наук учащейся молодежи, директор департамента учебно-методической работы ВНУ им. В.Даля Анатолий Андрющук. -  Поэтому остро стоит вопрос о важности влияния Малых академий наук на учеников общеобразовательных учреждений. Ведь все участники МАНУ – одаренные дети. Опыт показывает, что уровень их  научно-исследовательских работ соответствует уровню студента третьего курса».

 

Луганск не случайно выбран местом проведения семинара. Луганское отделение МАНУ, по словам директора государственного внешкольного учебного заведения Малой академии наук ученической молодежи Оксена Лисового, имеет большой положительный опыт работы с научно-одаренными детьми и целый ряд внедренных инновационных педагогических проектов. «Луганское отделение добилось хорошего, плотного охвата и обеспечивает возможность талантливым ребятам из всех районов и сел получить доступ к деятельности в науке в раннем возрасте, - рассказал Оксен Лисовой. - Сегодня это очень важно, поскольку детей творческих нужно формировать еще с раннего возраста, со школьной скамьи. Потом делать это будет уже поздно».

 

Участники семинара познакомились с деятельностью региональных филиалов Луганского отделения Малой академии наук учащейся молодежи  в Лисичанке, Перевальске и Краснодоне. Там шла работа по нескольким секциям: «Правоведение», «Литературное творчество», «Начинающий», «Юный исследователь», «Экология», «Геология».  Наряду с отличными показателями Луганской области общая картина деятельности МАНУ на мировой арене не столь результативна. Многие европейские страны, например, Ирландия, используют потенциал ученической молодежи и идут по пути формирования и развития творческих способностей у детей с раннего возраста. Это позволяет буквально за несколько десятилетий возродить экономику.

 

Положительный результат деятельности МАНУ можно очертить двумя основными показателями:  охват детей, то есть количественный показатель и результативность участия учеников в конкурсах и олимпиадах разных уровней, методическое и педагогическое обеспечение. Однако оба показателя могут носить долю субъективизма. «Альтернатива всегда есть, – рассказал Оксен Лисовой. – Можно добиваться количественно-качественного показателя, работая с тремя-пятью специализированными школами. Но при этом десятки тысяч детей из сел не получат доступа к научной творческой деятельности. А ведь они не менее талантливые!».

 

Поэтому система функционирования МАНУ в современных условиях требует модернизации и четкой систематизации. Среди главных проблем результативности работы – отсутствие четкой государственной поддержки.  Так, например, в прошлогодних правилах приема в вузы выпускники МАНУ были лишены возможности льготного поступления. Хотя именно они – полностью подготовленные к научной деятельности студенты, имеющие базовый уровень знаний, часто превышающий не только общий уровень выпускника школы, но и вступительный стандарт вузов.

 

«Украина имеет хорошие предпосылки для поддержки ученической  молодежи, - рассказал Оксен Лисовой. – Нам удалось сохранить систему МАНУ в каждой области и во многих районах. Но на сегодня мы не имеем четкой государственной поддержки. У нас высок ресурс педагогов и учреждений, ресурс детей – колоссален, работать есть кому и с кем. При этом острой остается нехватка других ресурсов – нормативных, материально-технических».

 

Систематизация работы с молодежью в этом направлении требует постоянного контроля и сопровождения, прежде всего, государства, поскольку стимулирование активности молодежи и ее поддержка – залог успешного развития государства в социальной, экономической, политической и производственной сферах. Сейчас компетенция МАНУ на всей территории ограниченна понятием «ученическая молодежь». Так, механизм работы должен начинаться с систематизации работы МАНУ со всеми учебными заведениями, МОН, НАН и т.д. Ведь сейчас на этапе обучения в МАНУ государство вкладывает средства в развитие молодежи. Но после окончания школы и перехода в вуз молодой человек, в основном, остается предоставленным сам себе, там самым инвестиции государства можно считать потерянными. Хотя этот выпускник уже готов для полноценной и главное, эффективной научной деятельности сначала в вузе, а потом и в Национальной академии наук Украины. Последняя испытывает острую необходимость в притоке талантливой молодежи. На заседании ее Президия основной темой стал вопрос о расширении сотрудничества с МАНУ, были предложены структурные изменения в деятельности двух организаций. Первое из них – вхождение МАН в структуру Национальной Академии наук Украины с закреплением соответствующих институтов за секциями Малой академии наук Украины. Второе – совместное методическое обеспечение.

 

Сейчас Малая академия наук Украины поддерживает ученическую молодежь в желании самовыражения и профессионального поиска, ведь дети – а с ними и будущее нашей страны, в руках взрослых. И от того, какой сегодня будет стратегия поддержки молодежи, во многом зависит развитие и процветание Украины завтра.


Ирта-FAX
+Поделиться:


Счетчики:
Наши партнеры: