Присоединяйтесь к нам: Facebook Twitter YouTube
Выбор по дате
Персона
Цитата дня
"На восстановление ж/д путей на Донбассе необходимо около 7 млрд гривен"
вице-премьер-министр Владимир Кистион
Общественное мнение
Экономика
29 мая 2012, 08:00

В Украине нашли проблемы с электронными платежами

Исследовательский центр The Economist Intelligence Unit (EIU) объявил результаты рейтинга Government E-Payments Adoption Ranking (GEAR) за 2011 г. Исследование демонстрирует, насколько активно государственные органы используют электронные платежи в различных сферах взаимодействия с гражданами, а также показывает основные факторы, влияющие на процесс внедрения электронных платежей государственными органами власти.

Почти нулевой уровень развития СЭП в Украине не расстраивает Стивена Паркера — ведь это значит, нам есть куда расти.

Рейтинг GEAR 2011 — продолжение широкомасштабного исследования, проведенного EIU в 2007 г. Исследование проводилось при поддержке компании Visa Inc. и охватило 62 страны (43 страны — в 2007 г.). Данные основаны на 37 индикаторах (31 — в 2007 г.) и объединены в семь категорий: «потребитель — правительство», «правительство — потребитель», «бизнес — правительство», «правительство — бизнес», «инфраструктура», «социально-экономический контекст» и «политический контекст».

Украина в этом рейтинге попала в четвертую категорию — «требуются улучшения» (1-я — «очень хорошо», 2-я — «хорошо», 3-я — «удовлетворительно») и заняла 60-е место (42-е — в 2007 г.). Общий результат нашей страны равняется лишь 28,6 балла из 100 возможных. Как отмечает генеральный директор Visa в России, странах СНГ и Юго-Восточной Европы Стивен Паркер, за прошедшие пять лет наша страна показала совсем незначительный прогресс во внедрении СЭП.

Низкие темпы развития электронных платежных систем в Украине, по мнению эксперта по вопросам Украины The Economist Intelligence Unit Тоби Илза, обусловлены недостаточно развитой для этого инфраструктурой и общей технологической отсталостью, а также — невысоким уровнем ВВП. Ведь, как показало исследование, существует тесная связь между уровнем ВВП страны и ее позицией в рейтинге, так как именно уровень экономического развития, о котором свидетельствует ВВП, и есть той движущей силой, которая обеспечивает и рост СЭП.

Впрочем, не все так плохо. Наша страна демонстрирует хорошие результаты по таким критериям, как уровень общей грамотности, процент населения, пользующегося услугами банков или других финансовых учреждений. Все вышеуказанное относится к индикатору «социально-экономический контекст», по которому Украина занимает 37-е место (54,3 балла, при среднем балле 60,9) и который, заметим, является ключевым движущим фактором для развития СЭП.

Совершенствоваться же предстоит в таких категориях, как «инфраструктура» (51-е место и 31,2 балла против среднего в 49,5 балла) и «политический контекст» (53-е место и 50,0 баллов против среднего результата в 60,9 балла).

«Говоря о недостаточности инфраструктуры, мы имеем в виду в первую очередь невысокие показатели уровня использования интернета, доступа к широкополосным технологиям, количество в стране банкоматов, терминалов и т.д. Среди позитивных результатов в этой категории можно выделить высокий уровень использования мобильных технологий. Это важный компонент развития ЭП»,— комментирует Тоби Илз. В «политическом контексте» Украину тянет вниз высокий уровень теневой экономики.

Результат, занятый Украиной в категории «правительство — потребитель» лишь подтверждает вышесказанное — количество баллов 0,0 обеспечивает нам 58-е место (притом что среднее значение у большинства других стран в этой категории — 59,5). Результат, полученный в категории «электронных взаимоотношений» «потребитель — правительство» чуть лучше, но тоже далек даже от среднего — 15 баллов (62-е место) при среднем бале 62,7. Чуть менее, но еще проблематичными являются категории «правительство — бизнес» и «бизнес — правительство», где наша страна получила по 18,8 (52-е место) и 31,3 балла (56-е место) соответственно (против средних показателей 58,3 и 73,3). Таким образом, прослеживается очень четкая закономерность — электронные платежи развиваются в одностороннем порядке, от населения и бизнеса к государству, тогда как в обратную сторону — от государства к физ- и юрлицам — полный застой.

Причем, сетуют эксперты, у украинского правительства, в отличие от правительств соседствующих стран (например, Польши, Эстонии, России), этот вопрос даже не стоит на повестке дня. «А ведь развитие ЭП становится способом перехода к более прозрачной и эффективной экономике»,— подчеркивают в EIU.

«Украина обладает хорошим потенциалом для скачка вперед, особенно в отношениях государства с населением (например, уплата взносов, сборов и штрафов посредством электронных платежей). Но реализация этого потенциала во многом будет зависеть от того, насколько серьезно этот вопрос будет стоять на повестке дня у правительства»,— говорит Тоби Илз.

Еще одним важным моментом является желание правительства установить партнерские отношения с независимыми провайдерами (третьей стороной, например, международными платежными системами), которые могут помочь стране в развитии электронных платежей.

«Есть три направления, по которым Visa работает с правительствами стран,— говорит глава офиса Visa в Украине Светлана Георбелидзе.— Первое — это обязательное внедрение инноваций и снижение рисков в электронной среде, где карта не присутствует. Второе — образовательные программы для населения, третье — взаимодействие со всеми органами власти, для того, чтобы регулирование в этой области было более лояльное и более открытое».

Не последним вопросом здесь также является и обеспечение безопасности электронных платежей. Особенно важно наличие защитных механизмов, учитывая то, что в Украине достаточно высокий уровень недоверия со стороны населения к государственным учреждениям и финансовой системе в целом.


+Поделиться:


Счетчики:
Наши партнеры: