Правительство разрабатывает законопроект о введении специальной ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на лекарства.
Сейчас ставка НДС на лекарства составляет 0%, то есть фактически налог не взымается. По словам собеседников «Капитал», правительство хочет поднять ставку до уровня 5-7%.
Правительство разрабатывает законопроект о введении специальной ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на лекарства. Сейчас ставка НДС на лекарства составляет 0%, то есть фактически налог не взымается. По словам собеседников «Капитал», правительство хочет поднять ставку до уровня 5-7%.1
Введение НДС на лекарства применяется во многих странах ЕС и СНГ. Следует отметить, что данный налог работает совместно с программой возмещения части стоимости лекарств для определенных категорий пациентов, что обеспечивает возможность лечения для хронических больных и пациентов с низкими доходами.
До публикации законопроекта рано делать предположение о размере ставки НДС и ее применении. В то же время участники фармрынка должны начать работу по поиску путей смягчения цен, в случае введения НДС на лекарства, за счет снижения издержек на всех этапах производства и продвижения лекарств. Маркетинговые затраты на различном этапе жизненного цикла товара могут составлять от 60% до 20% от стоимости затрат. Введение НДС потребует оптимизации затрат на маркетинг, что потребует пересмотра планов продаж и бюджетов участников рынка. Одним из путей решения данной задачи будет более активное использование услуг аутсорсинговых фармацевтических маркетинговых компаний. Снижение затрат на маркетинг за счет внедрения IT решений, например CLM- closing loop marketing (замкнутого цикла маркетинга), потребует больших начальных инвестиций в программное обеспечение, обучение персонала и реципиентов информации. В то же время, врачи и фармацевты еще не в полной мере готовы к таким решениям в силу объективных причин.
Введение НДС на лекарства приведет к повышению цен. Участникам фармрынка целесообразно начать работу по подготовке к такого сценария развития рынка. Аутсорсинговые фармацевтические маркетинговые компании должны готовится к увеличению спроса и работать над снижением стоимости своих услуг.
Государство намерено собирать с фармрынка по $200 млн в год. Ставку налога игроки включат в стоимость лекарств.