08 августа 2007

КАДРОВОЕ «НОУ-ХАУ» ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

В Украине проведение единой государственной политики в сфере государственной службы и функциональное управление государственной службой возложены на Главное управление государственной службы Украины (Главгосслужба Украины). В нашем регионе эти действия осуществляет соответствующее управление государственной службы.

Когда на последней пресс-конференции начальник управления государственной службы Главгосслужбы Украины в Луганской области Владимир Щучкин поведал, как его служба сотрудничает с органами исполнительной власти и местного самоуправления, сколько проведено совещаний и семинаров, то журналисты остались неудовлетворенными полученной информацией и стали задавать вопросы, относящиеся к непосредственной компетенции чиновника. Прежде всего, их интересовали такие темы: как осуществляется контроль за соблюдением определенных законодательством условий реализации гражданами права на государственную службу; как осуществляется методическое руководство за проведением конкурсного отбора государственных служащих в государственных органах и их аппарате; почему в государственную службу принимают не инициативных и профессионально подготовленных граждан, а просто «нужных» исполнителей, которых в основном привлекают имеющиеся у госслужащих привилегии.

В. Щучкин, отвечая на вопросы пишущей братии, был многословен, но не конкретен. Он заявил, что нарушений законодательства при приеме на государственную службу его ведомство не наблюдало, зато, по его мнению, нередко при этом «страдает» лишь морально-этическая сторона, разбираться с которой посоветовал своим профессиональным коллегам – журналистам. Что ж, если наш чиновник не желает вмешиваться в процесс, за который персонально отвечает, то мы, прислушавшись к его совету, и начали журналистское расследование о том, как можно стать государственным служащим в Луганской облгосадминистрации.

В качестве объекта журналистского расследования выступил процесс принятия на государственную службу в образованное всего несколько месяцев назад Главное управление здравоохранения облгосадминистрации. После объявления в прессе конкурса на замещение вакантной должности заместителя начальника Главного управления были приняты документы от 3 претендентов. Следует особо указать, что из трех участников соревнования двое не соответствовали объявленным условиям конкурса и профессионально-квалификационным характеристикам вакантной должности (стаж государственной службы, опыт руководящей работы). Однако конкурсная комиссия проигнорировала требования нормативных документов, регламентирующих проведение отбора на госслужбу, нарушила его процедуру, и после экзаменационного испытания оставила лишь одного претендента, не отвечающего условиям конкурса. Теперь «обиженный» конкурсант через суд опротестовывает спорное решение комиссии.

16 июня на имя председателя облгосадминистрации А.Антипова поступил информационный запрос, где луганский журналист поинтересовался у губернатора, будет ли объявляться конкурс на вакантную должность первого заместителя начальника Главного управления здравоохранения. Хотя запрос касался должности, отнесенной к номенклатуре должностей облгосадминистрации, но на него почему-то откликнулся новый начальник Главного управления здравоохранения А.Высоцкий.

В ответе от 11 июля на журналистский запрос главный медицинский руководитель области сообщал: «В настоящее время в МЗ Украины согласуется назначение гражданина И.Ю., советника председателя облгосадминистрации на должность первого заместителя начальника Главного управления здравоохранения облгосадминистрации, который до этого находился в резерве на эту должность и прошел стажировку». Такое кадровое решение областных чиновников вызывает, мягко говоря, недоумение. Еще в сентябре прошлого года господин А.Антипов, подписывая распоряжение «О реорганизации управления здравоохранения облгосадминистрации», утвердил должностную инструкцию на рассматриваемую должность. В частности, в этом документе указывается: «На должность первого заместителя начальника Главного управления назначается специалист с высшим медицинским образованием и стажем работы на должности руководителя – главного врача лечебного учреждения не менее 5 лет».

Непонятно, для кого (или чего) пишутся должностные инструкции и составляются профессионально-квалификационные характеристики должностей госслужащих, когда в итоге чиновниками становятся граждане, не соответствующие установленным требованиям. Не везет в последние годы луганскому областному здравоохранению: то в начальники берут руководителя, разрушившего здравоохранение сельского района и так и не ответившего за свои действия, то назначают университетскую профессоршу, которая и не слышала про такую науку как «организация здравоохранения». Теперь приключилась новая напасть: на должность первого заместителя главного медицинского чиновника назначают человека, никогда не работавшего первым руководителем лечебно-профилактического учреждения. Оказывается, что он уже побывал и в резерве на эту должность и прошел стажировку, не имея на то оснований.

Куда же смотрит кадровая служба облгосадминистрации? Чем занимается тогда господин В. Щучкин, поставленный на должность начальника областного управления государственной службы, чтобы «надзирать» за законностью кадровых решений в сфере госслужбы? Чтобы получить ответы на эти вопросы, сразу после пресс-конференции был направлен информационный запрос на имя начальника управления государственной службы Главгосслужбы Украины в Луганской области Владимира Щучкина, а копия этого запроса была адресована заместителю председателя – руководителю аппарата облгосадминистрации С. Тихоновскому.

Журналист поинтересовался у этих должностных лиц следующей открытой информацией о новом чиновнике: когда он был назначен советником губернатора, когда он был зачислен в кадровый резерв и на какую должность, когда им принималась присяга государственного служащего, соответствует он требованиям профессионально-квалификационной характеристики занимаемой должности. Персональный вопрос для В.Щучкина был сформулирован следующим образом: «Прошу Вас, как должностное лицо Главгосслужбы Украины в Луганской области, дать правовую оценку действиям руководителя органа и руководителя кадровой службы Луганской ОГА, игнорирующим требования ст.15 Закона Украины «О государственной службе» о принятии на должности 3-7 категории путем конкурсного отбора, лишающим граждан права на государственную службу (ст. 4 Закона), что противоречит соответствующим Разъяснениям Главгосслужбы при Кабмине Украины».

В полученном письме от В. Щучкина ни на персональный вопрос, ни на многие другие вопросы отклика по их существу не оказалось. Он подтвердил, что гражданин И.Ю. 13.07.07 уже «переведен» на должность первого заместителя начальника областного управления здравоохранения «в соответствии с нормами действующего законодательства». Оказывается, что в Луганской облгосадминистрации изобрели свое «ноу-хау»: теперь, чтобы стать госслужащим в главном управлении администрации, предварительно нужно посидеть денек-другой в кресле советника губернатора. Хотя эта должность в патронатной службе и относится к государственной службе, конкурс на нее не объявляется, т.к. по заложенной идее, после ухода «патрона» покидает свое место и его консультант. Трудно сказать, что там насоветовал губернатору в течение нескольких дней гражданин И.Ю., но ответ на вопрос, почему на высокую должность в областном здравоохранении «по переводу» назначается не соответствующий нормативным требованиям руководитель, остается загадкой.

Теперь получить информацию о чиновниках облгосадминистрации практически невозможно, т.к. ее луганский губернатор своим распоряжением в прошлом году отнес к категории конфиденциальной и на чиновничьих личных делах обязал поставить гриф «Для служебного пользования». Законно ли это решение? На данный вопрос еще предстоит ответить соответствующим органам. Только не понятно, отчего так боятся чиновники прозрачности и гласности в своей деятельности, хотя на каждом шагу твердят о приверженности этим принципам. Следует напомнить нашим областным руководителям, что государственная служба является публичной службой. Поэтому информация о государственных служащих, которые ее сознательно декларируют при поступлении на государственную службу, о процедуре их отбора на госслужбу не может быть конфиденциальной, она относится к понятию информации о деятельности государственных органов и административной информации. Без доступа к информации о лицах, пришедших в органы государственной власти, о конкурсе по замещению должностей госслужащих, понятие «открытости» такого конкурса и государственной власти в целом теряют всякий смысл.

А вот заявление В.Щучкина, что Закон Украины «О государственной службе» в Луганской облгосадминистрации не нарушается, а «страдает» только моральная сторона, по нашему мнению, является спорным. Чего здесь больше: отсутствие правовых знаний или правовой нигилизм, мы поинтересуемся у начальников луганского начальника, т.е. непосредственно у Главгосслужбы Украины, и оперативно проинформируем читателя.

Олег Перетяка,

кандидат наук государственного управления.

Вечерний Луганск №30 (343) от 1 августа 2007 года.