18 марта 2008

ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА В ШКОЛЕ или кто и чему будет учить детей?

Украинская школа отделена от церкви. Однако «Для совершенствования отношений государства и церкви» Президент Украины еще в 2005 г.рекомендовал ввести в украинских школах обязательную дисциплину «Христианская этика». В этом году Виктор Ющенко повторил свое пожелание сделать христианскую этику обязательным школьным предметом уже с 1 сентября этого года. Министерству образования и науки Украины поручено подготовить программы и кадры, но в этом учебном году детей еще не обяжут посещать дисциплину: изучение религиозного предмета пока остается на усмотрение родителей.

Светская этика, которая сейчас преподается в школах, сильно отличается от христианской. Светская этика – это знание, а христианская – воспитание. Моральные стандарты изменчивы: 50 лет назад считалось, что гомосексуализм – это плохо, сейчас вам «и по телевизору скажут», что это нормально и ничего страшного. Светская этика изменчива, она подстраивается под дух этого мира. Христианская – базируется на морали, которая пришла от вечного и неизменного Бога.

Однако Бог славян-православных, наследовавших знание о Нем из рук самих апостолов (на берега Днепра в начале нашей эры пришел сам Андрей Первозванный), – это одно. Этика, скажем, мормонов, выдуманная в 19 веке одним человеком, который учит собирать души среди списков умерших и иметь несколько жен – другое. Какую этику мы встретим в школе?

В Восточноукраинском национальном университете им. Даля уже не первый год работает кафедра религиоведения. Одна из сфер занятости ее выпускников – как раз преподавание в школе дисциплин, связанных с религией. Кафедра гордится тем, что ее студенты – одни из самых интеллектуальных и прилежных в университете. Однако в связи с изменившимися условиями приема в вузы в 2008 году у руководства кафедры и факультета появилось опасение, что сюда могут попасть случайные люди.

В этом году прием будет вестись по независимому внешнему тестированию. Однако у вуза есть возможность принять до половины абитуриентов в первую очередь, если они квалифицируются как «профессионально ориентированные». Поэтому на кафедре был созван круглый стол, на котором присутствовали представители различных религиозных конфессий Луганска. Декан философского факультета пани Суханцева обратилась к ним с просьбой рекомендовать кафедре своих прихожан, желающих учиться в вузе, – людей, так сказать, проверенных, желающих связать свою жизнь с религией.

Приглашенные вежливо выслушали речь декана, но нельзя сказать, насколько поняли основную мысль, поскольку одной из самых горячих обсуждаемых тем стала проблема курения студентов – ее поднял, кстати, пастор харизматической секты «Посольства Божия».

Мы же были озабочены главной проблемой – кто же будет преподавать в школах предмет «Христианская этика»? Люди, прошедшие по квоте последователей Сандея Аделаджо, мормоны, баптисты – кто будет воспитывать детей в крепкой вере православной? Для уточнения этого вопроса мы обратились к заведующему кафедрой религиоведения Владимиру Исаеву.

– Владимир Данилович, почему из православных конфессий на встрече были лишь представители УПЦ Киевского патриархата, но не было Московского патриархата, да и униаты, у которых в Луганске, правда, всего один приход, отсутствовали?

– Греко-католики должны были быть, тем более настоятель их церкви отец Михаил – наш студент. Но у него плохо со здоровьем. То, что его не было, не страшно, потому что он знает всю ситуацию изнутри. Что до Московского патриархата – мы подумали и решили во избежание конфликтов провести с ними встречу отдельно. Мы не ставим вопрос о переходе в другую веру, а по догматическим вопросам можно спорить до бесконечности. УПЦ-МП – самая влиятельная и многочисленная конфессия, и у нас хорошо налажены контакты.

– А вы человек верующий? Православный?

– Да. Православный.

– На встрече присутствовали в подавляющем большинстве пасторы сектантских общин, в том числе – деструктивных направлений. Как это понимать…

– Мир нужно принимать таким, какой он есть. Мало ли, что нам не нравится. Это у нас привычка еще старых времен. Я считаю – все, что ни делается в мире, делается по воле Божьей. Иисус мог прийти царем в этот мир, и всех заставить верить. Но образ Божий – это свобода.

– Православная церковь не учит терпимости ко всем религиям, принимать «и то, и это»… Это же не буддизм!

– Это неправда. Бог есть любовь, а любовь без веротерпимости невозможна. Я, как православный, считаю свою веру единственно верной – и это доказуемо, потому что Православная церковь – самая консервативная. Учение неискаженным дошло до нас от апостолов. Но это не означает, что я в каждом человеке должен видеть своего врага.

– Но если бы апостолы в свое время не несли активно учение Христа, попирая язычников, оно бы не распространилось так широко и быстро. А вы, проводя такие круглые столы, облегчая доступ сектам к образованию, к рычагам влияния на общество, словно способствуете распространению ересей. А потом эти люди пойдут учить детей в школах…

– Если бы я работал в частном вузе и у меня был православный меценат – это было бы одно. Мы же – государственный вуз, и должны быть законопослушны. В Конституции записано равенство всех религий.

– На встрече звучало сомнение – есть ли смысл изучать богословие в светском ключе?

– Это вечная проблема. Она постоянно поднимается. На мой взгляд, должны быть теологи внутриконфессиональные, и отдельно – светские, изучающие религию не только изнутри, но и наблюдающие взаимосвязь общества и разных конфессий. Изнутри это сделать невозможно. Есть примеры светских богословов, например – Шпет в русской философии.

– После инициативы Президента Российской федерации о введении изучения основ духовной культуры в школах было бурное обсуждение. Большой резонанс вызвало письмо группы русских академиков, осуждающих «церковное мракобесие», и были доводы в защиту идей Президента. На мой взгляд, самым компетентным было мнение – все в России, независимо от вероисповедания, должны учить именно православную этику, и это не ущемляет ничьих прав. Православная вера и культура являются стержневой в России, и человек любой нации и веры, если хочет жить в этой стране, должен ее изучать.

– Эта точка зрения мне лично импонирует. Но в Украине ситуация сложнее. Во-первых, у нас Ющенко, а не Путин. Вы можете представить, чтобы Путин на Пасху посетил подряд несколько церквей различных конфессий? Чтобы в центральном соборе, в Кремле состоялось общее моление, в том числе и с представителями деструктивных сект? Инославие на Украине пустило очень глубокие корни. Нет более либерального законодательства в этом отношении, чем в Украине. Во Франции, классической Европейской стране, но на высшем законодательном уровне там запрещены секты. У нас же, если мы с вами пригласим третьего и захотим зарегистрировать сатанинское общество, оно будет действовать.

В одно время, когда развивалась партия «Держава», проводились в Луганске регулярные встречи по духовности. Я был на нескольких, но потом мои выступления стали так перекручиваться в газетах, что я отказался. Журналист хочет сенсации и защищает точку зрения самого вредного для людей, сектанта. Если мы заговорим о гомосексуалистах, то все СМИ как один примутся их защищать.

– Предмет, который будет изучаться в школе – «Основы христианской этики». Но если православие учит нестяжательству, то для протестантских направлений – все наоборот. И все это – христианство. В его рамках существует масса идей, чуждых нам. Как можно все это объединить, тем более – преподавать детям в школе?

– Я на факультете призываю ставить во главу угла православие, а в остальном – сообщать: есть и другие точки зрения.

Газета «Вечерний Луганск» № 7 (371) от 20 февраля 2008 года.

Виталий ДОРОФЕЕВ