31 июля 2008

Тупость прикрываем прожектами: в Луганске вновь заговорили о медицинской реформе

В конце мая на сессии Областного совета была утверждена «Концепция реформирования специализированных лечебно-профилактических учреждений Луганской области». Как же любят наши чиновники прикрывать свою глупость, разрабатывая всякие там концепции, стратегии, программы! Уж сколько раз мы тому были свидетелями. Когда областные бюрократы не знают, что делать в разваливающемся здравоохранении, то начинают «пыль пускать в глаза» для видимости, что не зря являются потрошителями (распорядителями) бюджетных средств.

 

Хотя до сих пор нет в Луганской области ни концепции, ни стратегии, ни плана  развития здравоохранения в регионе, чиновники решили «реформировать» нашу медицину по кусочкам, испытывая при этом садистское наслаждение самим процессом. Видимо, они не знают аксиомы, что систему можно изменять лишь системными методами. Еще несколько лет назад наши чиновники хотели за год-два «внедрить» семейного врача на Луганщине, но не получилось, бросили. Немного поостыв от этой реформаторской затеи, медицинские бюрократы взялись за «оптимизацию» (чит. – «сокращение») учреждений специализированной медицинской помощи. Уверен, что и последующий результат также будет плачевно-прогнозируемым: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Почему-то от авторства печатного опуса, утвержденного на сессии Областного совета, все отказываются. По крайней мере, никто из главного отраслевого управления области до сих пор не взял на себя  ответственность за разработку концепции реформирования спецмедпомощи, ссылаясь на некое «коллективное» мнение. Чтобы сделать видимость общественного обсуждения чиновничьих планов 2 июля в здании облгосадминистрации  срочно собрали руководителей медицинских учреждений на научно-практическую конференцию. Обсуждения намеченной темы, по сути, не произошло: выступили запланированные докладчики, а организаторы здравоохранения скромно отмолчались, кулуарно осуждая инициативу облуправления. Между тем, завершая конференцию, начальник областного главного отраслевого управления А. Высоцкий попросил собравшихся медиков одобрить утвержденную депутатами концепцию и предложил поручить ему обратиться к губернатору с просьбой рассмотреть на очередной сессии Облсовета озвученную программу реформирования областных специализированных лечебно-профилактических учреждений. Молчание присутствующих им было воспринято как согласие и одобрение чиновничьих планов.

Известно, что всякие подлости власть делает с нашего молчаливого согласия. Но давайте внимательнее присмотримся, что предлагают депутатам руководители областного здравоохранения. Так называемую «концепцию реформирования» приняли, даже не понимая, за что проголосовали.

Напомним читателю, что под термином «концепция» или «концепт» (от лат. conceptio — понимание, система) подразумевается определённый способ трактовки какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея. То, что было принято нашими депутатами  на последней сессии Облсовета, концепцией ну никак назвать нельзя. По-сути, жанр одобренного ими текста, изложенного на двух страничках, трудно даже специалисту определить. По мнению неизвестного автора, подготовившего данный титанический труд: «Методологической основой этой работы стало действующее законодательство». Видимо, сочинитель этого печатного опуса так и не постиг премудростей, которые знакомы студентам младших курсов ВУЗов: никогда «действующее законодательство» не было научным методом познания.

Чем больше читаешь принятое решение сессии №22/21 от 29.05.2008 г., тем больше удивляешься: держат ли в руках наши депутаты вообще документы, за которые дружно жмут кнопки «одобрямса». Понятно почему на сайте Облсовета не выставлен этот документ. Неужели стало стыдно обнародовать свое решение местным избранникам? Чего стоит, например, такой перл, так называемой концепции: «Основной целью концептуальных мероприятий является определение фундаментально-прикладных ориентиров совершенствования управления на многофункциональной основе». Не будем утомлять читателя той словесной окрошкой, за которую уже проголосовали депутаты. Следует обратить внимание на новый лингвистический винегрет, который они будут «обсуждать» на ближайшей сессии Облсовета.

Вниманию депутатов предложат очередную глупость под названием «Региональная целевая комплексная социальная программа реформирования специализированных лечебно-профилактических учреждений Луганской области на 2008-2010 гг.». Но в этом документе они не увидят ни плана будущих преобразований, ни конкретного перечня работ с указанием сроков, ответственных исполнителей, необходимых для реализации программы ресурсов. Вместо ожидаемой программы действий анонимный автор предложит им некие отвлеченные темы, типа «необходимость определения основных направлений реформирования», «пути и средства решения проблемы» и прочие абстракции, далекие от самого понятия «программа». Видимо, вершиной собственного творения коллективный разум счел приведенный в документе некий «анализ факторов влияния на проблему и ресурсов реализации программы (SWOT-анализ)».

К сожалению, не знает автор-невидимка, что SWOT-анализ – это не просто табличка с набором отвлеченных и не имеющих ничего общего с предлагаемой программой фраз, а специальный метод ситуационного анализа, требующий экономического образования хотя бы на уровне бакалавра. Дадим ему (коллективному разуму) дельный совет: «Прежде чем использовать модные методы, надо в них хотя бы разобраться».

Финансовое обеспечение программы строится на выделении из различных бюджетов взятых «с потолка» отвлеченных цифр. Так, если для областного бюджета воплощение в жизнь концепции обойдется в год всего в 11 тыс. грн., то из государственного бюджета главное управление здравоохранения мечтает ежегодно получать по 35 млн. грн. Интересно посмотреть в глаза тому, кто делал эти расчеты. Неужели наши депутаты считают экономистов в министерстве идиотами, готовыми платить в 3200 раз больше за эту «пустышку», чем сами коллективные авторы из управления здравоохранения?  Что наш Областной совет в результате этой аферы хочет получить ? Ответ можно прочитать в разделе «ожидаемые результаты».

А эти результаты, на которые надеются наши чиновники, следующие: 1) улучшится доступность населения к медицинской помощи; 2) улучшится качество и эффективность медицинской помощи; 3) произойдет ресурсосохранение и рациональное использование ресурсов; 4) усовершенствуются системы менеджмента; 5) активизируется инновационно-инвестиционная политика. И за такие «высосанные из пальца» результаты программы вы, господа хорошие, думаете, что правительство будет расплачиваться бюджетными деньгами? Сомневаюсь я, однако.

Правда, за благоразумие депутатов Облсовета ручаться нет смысла. Они готовы проголосовать за все, что им будет предложено на сессии. «Концепцию» наши избранники уже проглотили, да и «программа», которая областному бюджету будет стоить сущую мелочь, всего 31 тыс. грн. за три года, уверен, что не вызовет у них вопросов.

Ознакомившись с документами, предложенными участникам конференции, остается лишь удивляться: как при наличии в областном центре целого медицинского университета, непревзойденного научного потенциала в регионе, о котором неустанно твердят руководители области, готовится такая «пустышка», которую без всякого обсуждения принимают депутаты Областного совета. Интересно, а куда смотрит вице-губернатор области, курирующий медицинскую отрасль, возглавлявший целую пятилетку областное здравоохранение, известный в очень узких научных кругах как непревзойденный медицинский профессор и стратег-реформатор? Как так получается, что до сих пор при таком научном потенциале в регионе не разработана целостная программа реформирования системы областного здравоохранения?

Теперь постараемся объяснить читателю, чего же хотят сотворить местные чиновники со специализированными медицинскими учреждениями. Они, не умея управлять хозяйством, решили «восстановить вертикаль управления». Сначала медицинские начальники хотели «реорганизовать путем слияния» (т.е. по сути, ликвидировать периферийные специализированные диспансеры, больницы и санатории) под одну крышу областных диспансеров под видом создания нового юридического лица – специализированного территориального медицинского объединения Луганской области по разным профилям (онкология, фтизиатрия, психиатрия, дерматовенерология и т.д.).

Затем, видимо, кто-то подсказал безграмотным начальникам, что они своими действиями нарушат не только отечественное законодательство, но и Основной Закон. Тогда чиновники решили пока не трогать специализированные медицинские учреждения. Чтобы снять с себя ответственность за неумение управлять системой здравоохранения, они поспешили переложить эту ответственность на других лиц. По мнению начальника обл-здрава А.Высоцкого, нужно создать еще одну промежуточную бюрократическую структуру – главный профильный специализированный центр медицинской помощи (новое юридическое лицо). Теперь за безобразия в специализированных службах будут якобы отвечать назначенные директора этих центров, в подчинении которых будет по 3-4 клерка. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно!

Приходится лишь удивляться беспомощности и ограниченности мышления наших чиновников. А проблема состоит лишь в том, что они взялись за дело, в котором просто не компетентны. Прав был С. Паркинсон, утверждая, что бюрократы создают работу друг для друга, стремясь лишь увеличить число подчиненных. Чем закончится эта эпопея реорганизации специализированной медицинской помощи, покажет время. Хотя уже столько утекло воды, столько поменялось начальников, а воз проблем луганского здравоохранения так и не сдвинулся с места. «Се ля ви!», - говорят в таких случаях французы. Только от этого не легче.

 

Газета «Вечерний Луганск» №27 (391) от 9 июля 2008 года.

E-mail: evlug@mail.ru тел/факс: 8 (0642) 50-60-25

                   

 

Олег Перетяка