20 мая 2009

«Дух времени»: башни торгового центра взорвали Моисей и евангелисты...

 

По сети бродит призрак, призрак «свободомыслия» в виде фильма «Дух времени».

Пусть бы бродил себе, но он очень популярен. Открываются фан-клубы, на специально созданных форумах «обсуждаются и развиваются идеи фильма». И это обсуждение не уровня «а Джонник Депп такая милашка! Цемчик!», а даже с запросом на «формирование нового мышления».

Что же за культурное послание способно вызвать такую реакцию?

Как ни странно, но вся та же старая добрая конспирология, теория заговора. Использую цитаты апологетов фильма, потому что лучше не скажешь:

«Что объединяет библейский миф, теракты 11 сентября и кредитную систему во главе с центробанком? Ложь, которая служит на протяжении веков порабощению человечества. Кто и для чего создает религии? Кто стоит за терактами 11 сентября?  На кого работает средний американец 4 месяца в году?», и.д. Такая затравка для «Духа времени» дана на сайте… «Славянский мир». Еще раз перечтите название сайта. А теперь – предлагаемый список вопросов. Не правда ли – славянскому миру совершенно нечем больше интересоваться?

А какая ж такая ложь «служит на протяжении веков порабощению человечества»? Имеется в виду какая-то определенная ложь или ложь как понятие? Фильм смутно навевает ощущение, что первая. Т.е., кредитная система во главе с Центробанком служила порабощению человечества еще при строительстве египетских пирамид. Да, против нее еще Спартак восстание рабов поднимал, разве не помните?

***

Двухчасовой фильм «Дух времени»
       («Zeitgeist», «Тне Моvie») состоит из трех частей. Первая посвящена религии, вторая – теракту 11 сентября, третья – финансовой системе.

Странная подборка, не правда ли? Причем тут одно к другому? Да вот только и притом, что название у фильма – одно. А так как хитрые создатели ни словом не объясняют необъяснимое, то только этим и удается убедить зрителя, что связь-таки есть! «Тут подразумевается связный рассказ, а так как связь не раскрывается, наверно, только дурак ее сам не заметит», - понимает зритель, а так как дураком себя никто не считает, то связь и находится: все это «ложь, которая служит на протяжении веков…» - ну, и так далее.

А я готов объявить себя дураком! Потому что конкретных связей в фильме не вижу и нет их. Вижу только риторический прием, который называется «метонимия», или уподобление по смежности – вот как если на столе стоит блюдце, и часть свойств стола переходит на блюдце, и наоборот. 

А подобрано действительно с умыслом. Цепляет всех больше всего первая часть, «религиозная». Не будь ее, фильму досталось бы на пару порядков меньше внимания. Все обсуждения и начинаются с нее, с первой…

… и приводят к тому, что обсуждать здесь нечего.

«Первая часть – тупая и бредовая, - пишет член одного из форумов, - зато во второй и третьей изложена масса полезных фактов».

Ага, вторая и третья (которые никто бы не смотрел, если бы не первая). Какие же ценнейшие факты там изложены?

Вторая долго и ехидно доказывает, что теракт 11 сентября не мог быть проведен арабами (особенно полюбившийся аргумент – «потому, что это люди из каменного века»), а был организован американскими спецслужбами. Обсуждать все это не будем ввиду явной пустопорожности, а главное – бесцельности такого обсуждения.

Зато третья раскрывает СТРАШНУЮ тайну, что «крупные банки были серьезно заинтересованы в мировой войне». Еще – что банки часто выдают кредиты несуществующими деньгами. Еще – что «вопрос в том, как нам заставить их сделать первый выстрел. Было бы желательно, чтобы первыми напали японцы – тогда не будет сомнений в том, кто является агрессором».

Что бы я делал, не узнав этих страшных тайн благодаря «Духу времени»? Наверно, так и мыкался бы в неведении до скончания дней своих…

То, что «крупные банки были серьезно заинтересованы в мировой войне» - и не БЫЛИ заинтересованы, а всегда заинтересованы в войнах любых масштабов – каждый наш гражданин, которому еще повезло учиться по более-менее вменяемым учебникам, прочел в этих учебниках. Но то ему было неинтересно, то школьный учебник, и на уроке он мирно проспал. А теперь ему показали «Дух времени», и гражданин вскочил, окрыленный открывшейся ему тайной! Так скоро скажешь, что земля круглая, – и буря восторга: «А от нас-то это скрывали! Вот ложь, которая правит миром!».

Нынешний крЫзис – вот еще аргумент в пользу «Духа времени»! Там же говорилось, там же предупреждалось, что банки часто выдают кредиты «несуществующими» деньгами! Вот, налицо!

… В общем, понятно. Объяснить, что это за «масса полезных фактов», которую можно узнать из фильма, никто не сможет, потому что все это – жеваный ширпотреб на уровне комиксов про Людей Х. Так, говорят про «массу фактов», потому что нужно же объяснить, на что два часа времени потрачено?

***

Поэтому вернусь к первому утверждению:
      именно «религиозная», т. е. антихристианская часть является ведущей. Это все остальное на нее навалили, чтоб позволить зрителю утешить себя мыслью, что он на самом деле получал «информацию об актуальных событиях современности».

Краткое содержание первой части: христианство – выдумка, потому что ни Христа, ни апостолов не было, все это – «примитивное понимание темными людьми астрономических явлений», да и выдумано задолго до христианства – во всех религиях и Древнего Египта, и Месопотамии, и Индокитая рассказывалось то же самое, только чуть под другими именами.

Что сразу обращает внимание – вялый, разжиженный мыслительный ритм фильма. Он выглядит «как динамичный» – для этого используются музыка, мелькающие образы и т.п. – но если внимательно следить за содержательной стороной, заметно, что в 10 минут хронометража вольготно укладываются две-три банальные мысли.

Мысли эти обсуждать не очень интересно. Есть даже специальный сайт «Анти-Zeitgeist», где эти «факты» подробно и нудно «опровергаются». Ну и, конечно, есть первоисточники. Даже простая энциклопедическая статья по египетской мифологии объяснит, что Гора (Хоруса) с Христом отождествляли вовсе не «темные древние люди», а «светлые современные» - из ряда оккультных сект конца 19 – нач. 20 веков, которые классифицируются как «натуртеистические». А уже сами создатели фильма по тупости ли, но скорее - специально «перепутали» Гора с Ра. Это Ра был богом солнца, а с Гором там другая легенда связана, называется «Глаз Гора» - во время войны с Сетом он лишился левого глаза, но Исида исцелила его, и Лунный глаз Гора, Уджат, стал символом исцеления и использовался как амулет…

Можно еще, для развлечения, рассказать пару анекдотов. В фильме, чтоб за уши притянуть параллель между Гором и Христом и сказать «вот, это все подстроено!», говорится о том, что мать Гора, Изида, зачала непорочно, а день его рождения – ну, понятно, 25 декабря. Рождество, так сказать.

По мифу же, после того, как Осирис был разрублен на 14 частей злодеем Сетом, его сестра и жена Исида собрала их воедино, но, не найдя фалл, (её опередили рыбы, успевшие им полакомиться), воспроизвела его из дерева (по другой версии, из глины), приставила куда надо и зачала от него Гора. Сравнили зачатие от деревянного фалла с непорочным зачатием от Святого Духа! Да за одну эту «аналогию» их творению место на мусорной свалке! Впрочем, оставим эмоции, другие «аналогии» не менее аляповаты чем эта.

Что до «Рождества», которое «у всех богов» 25 декабря, а пошло все от солнцестояния, то дата рождения Гора вообще неизвестна. С другими божками древних культов, которые приводятся в фильме, иногда то же самое, иногда – прямая ложь. Но интересно другое:  даже из общей эрудиции должно быть известно, что и дата рождения Христа неизвестна! Первые христиане не отмечали Рождество Христово, главный праздник – это Христово Воскресение. Потом под влиянием эллинских обычаев начали отмечать и Рождество, но в каждой общине выбирали свой день. Дата 25 декабря взялась из римского праздника, действительно, зимнего солнцестояния, которую Отцы Церкви назначили днем Рождества – в миссионерских целях.

Нужно дальше «проводить параллели» между Христом и Гором, и их проводят, совершенно не смущаясь, что материала для этого нет даже в самых сомнительных источниках. Гор «в возрасте 30 лет принял духовное посвящение от человека по имени Ануп». Этого «человека» автор фильма, очевидно, искусственно «вывел» из бога Анубиса методом обрезания; Анубис, правда, к Гору отношения не имел, и у египтян вообще не было ритуала и понятия «духовного посвящения». «После предательства Тифоном Хор был распят на кресте». Тифона «позаимствовали» вообще из другой мифологии, греческой, и Тифон никого не предавал, это был огромный дракон, с ним Аполлон сражался… Хор победил Сета, убийцу своего отца, и никто его не распинал – он стал первым правителем Египта, от него пошли фараоны.

Дальше идет винегрет из всех религий. Вот Кришна, мол, чем не Христос! «Рожден девой по имени Деваки (25 декабря, конечно), его приход обозначила звезда на востоке, он творил чудеса со своими учениками, а после смерти – воскрес». Кришна родился в царской семье в Матхуре, и был восьмым сыном принцессы Деваки и её мужа Васудевы («дева» - мать семерых детей!) Дата рождения известна – 19 июля 3228 года до н. э. А погиб из-за проклятия матери Кауравов Гандхари. После смерти его предали священному огню: «Бхагаван Шри Кришна... закрыл свои лотосные очи. Тогда все доброжелатели и возлюбленные Шри Кришны предприняли последнюю поездку в Его Ниджадхам, дабы предать его земное тело во власть божественного огня йоги». Вот и все воскресение.

«Греческий Дионис рожден девой 25 декабря, путешествовал и учил людей, творя такие чудеса, как превращение воды в вино… а после смерти он воскрес» (фильм). Родился Дионис так: узнав, что красавица Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера решила погубить Семелу и, приняв вид странницы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс был у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся, что выполнит его. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём. Зевс успел вырвать у неё из чрева плод, зашил у себя в бедре и выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. А воскреснуть он, к сожалению, не мог, потому что привычки умирать у олимпийских богов не было.

Продолжать можно бесконечно, потому что в фильме «зацеплены» многотонные слои мировых религий, в бесспорном расчете на то, что 99,9 процентов зрителей всего этого не знают и проверять никогда не станут. И если хотя бы трети, а может, и половине мозги таки удастся запудрить «взятием на понт» - это ли не успех?

Лучше процитируем отличный ответ на христианском форуме, где предлагается тот же тупиковый путь – разбирать фильм «по косточкам», опровергая каждую ложь в отдельности:

«Вы всё - «фильм-фильм». Первая часть фильма ... сделана на скорую руку. И мне она не понравилась. Не понравилась дилетантским изложением инфы. Но, к моему удивлению, массы среагировали даже на это… так вот. Не о фильме вы должны говорить! И не фильм «уничтожать». Фильм профанский.  Но за этим профанским фильмом стоит мощная доктрина. Но, к сожалению, я вижу, что вы только хотите «опровергнуть конкретные фразы из фильма»  Ну что же, знакомый дух. В таком случае - ждите второго фильма. Более мощного. Тогда вас ещё и не так заденет».

Совершенно верно: это называется «экономия усилий». Зачем выстраивать сложную аргументацию, которую, чего доброго, расслабленный зритель еще и поленится осмыслять, если можно просто бить на массы самым откровенным и оголтелым примитивом? Работает ведь! А на тех, что поумней и «на понт не берутся», можно и «что-нить поинтеллектуальней» состряпать…

***

А вот что действительно интересно... Раз-
     ница культур: фильм снимался американцами для американцев. Культура США в истоках своих – протестантская. Религиозный официоз у них присутствовал всегда, усиливаясь или ослабевая. Посмотрите на доллар в том месте где написано «In God we trust», «Мы верим в Бога». Конечно, ни в какого бога никто не верит, протестантизм этого особенно и не подразумевал никогда. Но часть официальной идеологии такая имеется. Поэтому там, если «бунтовать» против «официальных структур» (а это дело модное и давно уже безвредное, часть массовой культуры), то начинать нужно с бога (у них он так и есть, с маленькой буквы).

Тут все логично. Но как странно ведет себя фильм на нашей почве! Какие нелепые идеологические отростки выпускает! У нас-то церкви сносились еще 90 лет назад. Им выглядывающий из облаков смешной «бог» в новинку (кадр из фильма); у нас на это изведены десятки тысяч тонн атеистической макулатуры. В фильме рассказывается, как из страха перед явлениями природы возникала религия… как из зодиакального круга появился символ креста… и это модно и революционно.  «Целевая аудитория» должна слушать, разинув рот; а на нас веет скучным и пыльным духом партархивов и конспектов лекций «воинствующих безбожников»!

Феномен «Духа Времени» на территории СНГ – это что-то крайне патологическое. Еще далеко не успев выползти из государственного атеизма, мы ввергаемся в куда худший вид атеизма – оккультного, неоязыческого. А пока это происходит, мы умудряемся… кивать обличению «христианского заговора»! Можно еще понять американского подростка, для которого быть безбожником – это, по крайней мере, какой-то «свой прикол»; но ведь для нас это только бездумный и беззубый конформизм! Это – именно «быть как все».

Понятно, что церковь является едва ли не последним островком свободы в мире, стремящемся к коллапсу, свободы мысли, совести, поступка. Она же – и важнейший фактор антиглобализма. И если позволить себе маленькую конспирологическую реконструкцию – то «новое мировое правительство» вполне может позволить себе покритиковать свою же банковскую систему – потому что эта критика ничего не изменит. Сколько бы людей ни смотрели «Дух времени», и как бы они ни лютовали после просмотра, свои кредитные карты они сжигать не пойдут – потому что не представляют, что делать без них. А вот что можно сделать реально, а главное, без наглядного дискомфорта – это бросить еще камень в христианство. Смешно, что в третьей же части фильма, где говорится о «манипуляции людьми», криком кричится: «У нас большие проблемы! Потому что меньше трех процентов из вас читают книги! Потому что правда для вас – это то, что дает вам этот ящик! Этот ящик для вас – Евангелие, Божественное откровение! Этот ящик – страшнейшая дьявольская сила в этом безбожном мире!».

Точно, – соглашается тот, кто сидит перед экраном, и только что просмотрел первую часть фильма про христианский заговор.

Сколько не раскрывай правду о «мировом заговоре», предпринять активных действий зритель не сможет. Это может быть даже такой стратегией «подчинения устрашением»: заговор рассказывает правду о себе, чтобы все ужаснулись и покорились, осознав его величие и свою против него немощь…

И подписали акт духовной капитуляции.

Виталий Дорофеев

 

В фильме дано «изображение Хора» с солнцем над головой. Но богом солнца был Ра, он же был верховным божеством. Как раз его и показали.

 Сравним картинки: То что показно в фильме. Но на самом деле это Ра

Газета «Вечерний Луганск» №13 (429) от 8 апреля 2008 года.

По вопросам рекламы обращаться: E-mail: evlug@mail.ru,

тел/факс: 8 (0642) 50-60-258 097 96 20 575.

 

Виталий Дорофеев