[an error occurred while processing this directive]

Последний рубеж

Одной из самых ярких страниц в боевой деятельности войск в начальный период войны является героическая оборона станции Сентяновка на подступах к Луганску.16 ноября 1941 года 4-й немецкий армейский корпус генерала Шведлера перешел в наступление и к исходу дня вклинился на глубину до 20 километров в расположение нашей 12-й армии северо-восточнее Артемовска. Оперативная обстановка сложилась так, что на правом фланге армии других частей, кроме железнодорожных, не было.

Обнаружив слабое место, фашисты рассчитывали без особого труда овладеть Ворошиловградом и тем самым отвлечь советские войска с ростовского направления, где противник наносил главный удар.Командующий 12-й армией генерал-майор К. А. Коротеев возложил оборону участка в районе станций Водопровод, Сентяновка, Родаково на 28-ю железнодорожную бригаду с тем, чтобы до подхода стрелковых частей прикрыть правый фланг армии.

Командир бригады полковник Н. В. Борисов принял решение: для выполнения поставленной задачи срочно создать сводный батальон. В него вошли находившиеся поблизости подразделения 11-го и 12-го восстановительных и 20-го мостового батальонов общей численностью 577 человек. Командиром сводного батальона был назначен капитан С. Н. Марков.Воины-железнодорожники не имели артиллерийского вооружения. Но для огневой поддержки сводному батальону были приданы три бронепоезда, в спешном порядке подготовленных рабочими Ворошиловградского паровозостроительного завода.

Они оборудовали их дополнительно четырьмя бронеплощадками, установив на них выделенные командованием армии восемь орудий, по чертежам специалистов бригады одели в броню мотовоз и дрезину, вооружив их пулеметами. Тем временем личный состав сводного батальона вел подготовку оборонительных рубежей в районе станций Сентяновка и Водопровод. В ночь на 19 ноября разведчики, разгромив полевой караул фашистов, захватили четырех пленных. От них были получены ценные сведения о намерениях противника, установлено, что вражескими войсками заняты ближайшие села Желобок, Голубовка и Светличная.Силы были явно не равны, но надо было упредить противника, не дать ему овладеть инициативой. Поэтому утром 19 ноября под прикрытием огня двух бронепоездов две роты под командованием помощника командира 12-го батальона по технической части воентехника 1-го ранга Н. В. Иванова ворвались в Голубовку с северовосточной окраины.

Одновременно третья рота во главе с лейтенантом Н. Е. Кольнооченко наступала на Голубовку с северной окраины. Под ударами артиллерии бронепоездов одна за другой смолкли огневые точки врага. Отбив несколько контратак, воины овладели намеченными рубежами. Мужественно, самоотверженно дрались с врагом бойцы и командиры. Особенно героически сражались воины-железнодорожники отделения, которым командовал сержант Илья Маслий. Так, находчивость и инициативу проявил красноармеец Молодцов. В ходе боя он захватил поврежденный вражеский миномет, быстро его исправил и начал громить гитлеровцев из их же оружия.Противник получил подкрепление. Обстановка накалилась: враг перешел в контрнаступление. Под огнем врага залегла вторая рота. Воентехник 1-го ранга Н. В. Иванов поднялся и с возгласом «За Родину!» увлек за собой в атаку бойцов. Фашисты не выдержали натиска и отступили. Но в этом бою Н. В. Иванов пал смертью героя. Мужественный командир действовал впереди атакующих, лично уничтожил несколько гитлеровцев. Видя такое положение, противник стал спешно перебрасывать подкрепления к Голубовке.

Враг неоднократно контратаковал подразделения сводного батальона. К исходу 19 ноября батальон вынужден был оставить захваченные позиции и закрепиться перед Голубовкой на рубеже реки Луганка. В ночь на 20 ноября отличился сержант Илья Маслий, посланный в разведку. Он не только выполнил поставленную задачу, но и взорвал вражеский штаб, захватил пленного. 20 ноября противник предпринимал одну атаку за другой с целью овладеть поселком Петроградо-Донецким. Но вторая рота 20-го мостового батальона при поддержке огня бронепоездов крепко удерживала свои позиции. Враг не оставлял попыток выбить наши подразделения, закрепившиеся на реке Луганка, обрушивал шквал артиллерийского огня на бронепоезда.

Весь день шли кровопролитные, жестокие бои. На рассвете 21 ноября враг перешел в наступление, имея пятикратное превосходство в силах. Его атаки следовали одна за другой. Смолкли орудия наших подбитых бронепоездов. Лишившись их поддержки, сводный батальон отошел на последний рубеж обороны. Командир батальона капитан Марков лично водил бойцов в атаки, но пал, сраженный вражеской пулей. Так же мужественно сражался командир 20-го мостового батальона капитан А. Датиев. Он личным примером воодушевлял бойцов и командиров, проявлял образцы храбрости и отваги. Однажды, увлекшись боем, Датиев далеко продвинулся вперед вместе со своим подразделением. Каждый воин-железнодорожник сражался за двоих-троих, проявляя в бою стойкость и мужество.

Например, отделение сержанта И. И. Кудинова 6 часов удерживало высоту на подступах к станции Сентяновка. Командир отделения был ранен, но продолжал вести огонь из пулемета и командовать бойцами, пока вторая вражеская пуля не пробила его сердце. На молодого бойца В. Попкова наседала группа гитлеровских солдат. Он подпустил фашистов поближе и забросал их гранатами. Сержант Д. Ф. Хрипливцов с двумя бойцами своего отделения получил приказ: уничтожить пулеметную точку противника. Смельчаки подползли к пулемету и забросали его гранатами. Бесстрашно действовала под огнем врага санинструктор Н. Ф. Меланченко. Под разрывы снарядов и свист пуль она перевязывала раненых, лично вынесла с поля боя 13 бойцов и командиров. Отважно сражался военком батальона П. И. Векшин. Во время боя он был тяжело ранен, но не покидал товарищей, продолжал сражаться. Потерявшего сознание Векшина фашисты захватили в плен, подвергли зверским пыткам и издевательствам. Когда, отбросив врага, наши воины обнаружили на поле боя изуродованное тело Векшина, они насчитали 27 ножевых и пулевых ран.

Четверо суток подряд длились ожесточенные, кровопролитные бои. Фашисты не прошли к Сентяновке. Воины-железнодорожники стойко удерживали свои рубежи до подхода полевых частей Красной армии. Вместе с ними воины-железнодорожники не только остановили врага, но и отбросили его от Сентяновки в район станции Сифонная. 21 ноября в ходе жестокой артиллерийской дуэли были повреждены бронепаровозы, что значительно ослабило действия бронепоездов. Но они продолжали мужественно сражаться, ведя активную оборону. Вскоре прибыло подкрепление — стрелковая бригада, а с ней бронепоезд № 8 под командованием Героя Советского Союза X. И. Ибрагимова. Один из участников этих боев И. М. Бобриков уточнил: «Бронепоезд № 8 «Имени изюмских рабочих» был построен в городе Изюм на Украине. В ноябре 1941 года он был переброшен под Ростов. Командовал бронепоездом № 8 Герой Советского Союза капитан X. И. Ибрагимов. Звание это было получено им за участие в Советско-финляндской кампании 1939–1940 годов. Экипаж действовал мужественно и умело».

Железнодорожники смогли восстановить один из бронированных паровозов и несколько боевых площадок. Место поврежденных бронепаровозов заняли небронированные паровозы — «черные», как их называли железнодорожники. Под командованием капитана X. И. Ибрагимова бронепоезд № 8 снова вступил в схватку с врагом и отбросил пехоту захватчиков. Шесть суток шел неравный бой, победителями в котором вышли воины-железнодорожники. Фашисты так и не смогли занять Сентяновку. 28 апреля 1942 года приказом Народного комиссара обороны 28-я бригада была переименована в 1-ю отдельную гвардейскую железнодорожную бригаду.

Валерий СНЕГИРЕВ

 

Газета «Вечерний Луганск» №28 (444) от 22 июля 2009 года.

По вопросам рекламы обращаться: E-mail: evlug@mail.ru, Star-okozhko@mail.ru

тел/факс: 8 (0642) 50-60-25,  8 097 96 20 575, 8 099 956 13 84.

 

Внимание акция от Вечернего Луганска!

Прием объявлений по SMS (о сдаче и съеме жилья в г. Луганске и области) по номеру: 8 097 96 20 575.

[an error occurred while processing this directive]