01 августа 2008

С патриархом подружиться, чтоб поймать перо жар-птицы или Обтекаемая речь Варфоломея не разозлила Алексия и не обидела Ющенко.

 

 

 

– Мне надоело убивать бедных гугенотов только за то, что они поют по-французски те псалмы, которые мы поем по-латыни!

– Уж не постарели ли Вы, господин Портос?

– Нет, я просто поумнел...

А. Дюма. «Три мушкетера»

 

Выступление Патриарха Варфоломея I на праздновании 1020-й годовщины Крещения Руси не только не расставило точки над «i», а наоборот: породило новые палочки без точек. Константинопольский Патриарх поддержал объединение всех православных христиан Украины, но отметил, что недопустимо разделять единое тело Церкви. Осталось тайной, что под этими словами он подразумевал: объединение УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ в единую поместную церковь во главе с Киевским Патриархом или же восстановление Киевской митрополии в составе Московского Патриархата, каковой она была до раскола? Зеленый светофор для Филарета или желтая карточка?.. А вообще хорошо выступал. Бойкий такой дяденька, серьезный...

 

 

В общем-то, православные и так все едины. Различны, как говорят в народе, только магазины, вернее – церковные кассы, куда поступают деньги от прихожан. Именно магазины, именно деньги и власть чаще всего выступают причиной ссор и конфликтов, в том числе и церковных. К сожалению, бабло побеждает не только зло, но иногда и добро, душит в человеке все высокие чувства и пробуждает низменные инстинкты. Объединение православных церквей Украины – идея хорошая. Но если приступить к ее осуществлению, возникнут новые конфликты, особенно касающиеся вопросов бухгалтерии: кто будет главным распорядителем имущества объединенной  православной церкви.

Да и языковой вопрос – не последний. На каком языке будет вестись служба в «объединенной» церкви? Пойдите в Петропавловский собор, расскажите Митрополиту Иоанникию, что он и его подчиненные должны вести службу на украинском языке. Представляю, что услышим мы в ответ! Или к Филарету в Киев нагряньте и заставьте его выбросить украинские книги, по которым служат все его иереи и снова переключиться на церковнославянский язык. Кстати, если признать каноничными службы на украинском языке, то русскоязычные прихожане захотят и на своем языке молиться. Вот вам и вся соборность... 

 Проблема осложняется тем, что лидеры всех враждующих сторон под объединением понимают подчинение других непосредственно себе, а о других вариантах развития событий и слушать не хотят.

Сделайте нам канонично

  После дробления православных церквей многие прихожане так запутались, что порой не знают, к какой церкви принадлежат храмы, которые они посещают. На входе у некоторых киевских храмов есть списки «для особо тупых»: какой храм благодатно посещать, а какой – грешно. Сейчас пойдет много разной аббревиатуры – скучнейшая вещь, но попробуйте все-таки запомнить, иначе потом вообще в этих патриархатах запутаетесь.

 УАПЦ образовалась раньше Киевского Патриархата (в 1989 г.), ее можно считать самостоятельным игроком, однако число ее прихожан намного меньше остальных двух «осколков» украинской церкви. Ходят слухи, что у Филарета Денисенко (лидера УПЦ КП) с Мстиславом (лидером УАПЦ) отношения были еще хуже, чем с Алексием Ридигером (лидером РПЦ) и Владимиром Сабоданом (лидером УПЦ МП, подчиненной РПЦ). Еще бы – в свое время Филарет был Митрополитом Киевским (как сейчас Сабодан), после смерти Патриарха Пимена – местоблюстителем патриаршего престола и метил на пост Патриарха Московского и всея Руси. И Филарету совсем не улыбалось возникновение на территории Украины автокефальных православных; из-за них он не только не чувствовал себя «всея Руси», но и даже «всея Украины». Тем не менее, чтобы насолить московским попам, Филарет и Мстислав неоднократно предпринимали попытки объединиться или, по крайней мере, делали вид. Мало того, по совету Леонида Кравчука (по слухам – кума Филарета) в начале 90-х годов они собирали религиозные симпозиумы, куда приглашали католиков, греко-католиков, протестантов и даже иудеев; и это не взирая на то, что последние не признают божественность Христа, а нас нагло упрекают, что мы сами придумали для себя Бога, и Иисус для них – не Мессия, а они ждут своего Мошиаха.

Экуменические попытки накрылись медным тазом, поскольку лидеры украинских «филиалов» иноземных церквей быстро просекли, что Кравчук и Филарет хотят взять их всех под контроль.

Что касается Московского Патриарха Алексия II, то он тоже успел отличиться не лучшим образом: приехал на какое-то иудейское собрание в США и сказал что-то из серии «народ и партия едины», а христианство, дескать, есть «полнота иудаизма», и что мы-де «не совсем христиане, поскольку не иудеи», а иудеи – «не совсем иудеи, поелику не христиане». Если мы едины, почему тогда они говорят, что гои хуже скотов? А вообще-то высказывания Алексия – это ничто иное, как ересь жидовствующих, осужденная еще Стоглавым собором Московской церкви в 1551 г. Классные у нас патриархи, да?

 Почти два десятка лет все говорят об объединении православия, о конструктивном диалоге враждующих церквей, однако этот диалог почему-то всегда получается примерно таким...

– «Киевский Патриархат» – это не каноническая церковь! – говорят представители УПЦ Московского Патриархата. – Бывший Митрополит Филарет – анафемованный монах-расстрига. Вместо того, чтобы покаяться, как обещал, и сложить полномочия, устроил раскол. Их никто не благословлял, они себя сами провозгласили!

– Сами вы неканоничные! – парирует Киевский Патриархат. – Несколько столетий назад вы отделились от Константинопольского Патриархата и, нарушив каноны, выбрали себе патриарха.

– Во главе Константинопольской церкви стоял униат. С какой стати наши предки должны были подчиняться туркам, если те даже в пределах своей основной вотчины не могли навести порядок?!

– Да у вас самих нет порядка – Патриарха Алексия уже собственные митрополиты предают анафеме!

И так далее, и тому подобное. В итоге получается, что все – неканоничные, все самопровозглашенные. А что делать простому мирянину? Как разобраться, где «правильная» православная церковь, а где нет. Они приходят в храмы, надеясь на то, что там служат истинные священники, а не кучка артистов, надевших рясы. Непрекращающаяся война духовенства отталкивает людей от  веры наших предков и заставляет примыкать ко всяким иностранным сектам. Если бы православных христиан оставили в покое и позволили веровать так, как им подсказывает сердце, они бы чаще думали о Боге, а не о том, кто каноничный, а кто нет, кто «пятая колонна»  КГБ, а кто – агент Моссада. Но духовников почему-то не устраивает мирное сожительство. Все время обостряют эту тему, распространяют разную литературу и видеофильмы, по очереди поливая друг друга грязью. Наши церкви – словно конкурирующие фирмы: ешьте только наши гамбургеры, а ихние не ешьте – они ядовитые.

 Там, где споры и скандалы, есть все что угодно, только не благодать Божья.

Патриарх всей Вселенной, двух островов, двух городов и трех мостов

Но вернемся к празднованию Крещения Руси. К нам приехал, к нам приехал дорогой Варфоломей!  Партиарх всея Вселенныя, т.е. всего Космоса и всех объектов, которые он включает, в т.ч. Марса, Юпитера, Сатурна со всеми его кольцами, других солнечных систем и галактик. Туманность Андромеды не забывайте и черные дыры, поскольку они, как поется в песне, «тоже являются частью Вселенной». Уфологи спросят: а вы уверены, что земного патриарха можно называть вселенским, на нас мимопланетяне не обидятся?

На это православные священники отвечают: нет иных цивилизаций во Вселенной, кроме земной.

– А как же летающие тарелки?

– Это вас бесы искушают. Они принимают вид НЛО, чтобы вы думали, что на других планетах тоже есть жизнь.

Так що, синку, немає ніяких інопланетян, це все фантастика...

Несмотря на некоторую комедийность всего сказанного, если ты считаешь себя православным христианином, то эти наставления следует принимать на веру. Православие – это, пожалуй, самая серьезная доктрина из тех, что остались у нашего многострадального народа. Ее нужно придерживаться.

Кстати об НЛО: киевский мэр Леня-Космос, хоть и сектант, а в православные храмы приходит. И даже крестится. Очень надеемся, что искренне. Да и филаретовцы его из храма не изгоняют и анафеме за поддержку чуждых православию верований не предают. Из храмов, подчиненных Сабодану и Алексию, его тоже ни за что не изгонят. Как можно – мэр города! Да еще и хозяин банка. Нельзя его обижать, а то денег не даст!

Еще один интересный момент. Наши соотечественники называют Варфоломея Вселенским Патриархом, а вот для россиян он – всего лишь Константинопольский, поскольку Вселенским Патриархом Алексий II считает самого себя. А Константинопольский Патриарх в его глазах действительно повелитель двух островов, двух городов и трех мостов. Турецкие мусульмане настолько прижали православных у себя на родине, что Патриарх со своей паствой был вынужден расположиться на островке Фанар, и был рад хотя бы тому, что ребята с полумесяцем его и оттуда не вытеснили. Нигде православные не чувствуют себя так неуютно как в Турции. Патриарх Константинопольский не может даже вернуть своей пастве храм Святой Софии Константинопольской, запечатанный еще в ХV в. мусульманским полумесяцем.

 А теперь сопоставьте влияние Варфоломея с влиянием Алексия II и посчитайте количество епархий, подчиненных Варфоломею (не больше десятка) и Алексию (64). Станет ли Константинопольский Патриарх ссориться с Московским, даже учитывая то, что у Алексия и Варфоломея личная неприязнь?

Возьми ты нас под омофор, вруби зеленый светофор

Для киевского «независимого» духовенства визит Патриарха Варфоломея – не просто возможность провести совместную службу. Oни хотят ему понравиться, чтобы тот принял их под свою юрисдикцию (омофор), поскольку православное духовенство других стран что-то не спешит признавать Киевский Патриархат (как и УАПЦ). И, чтобы его канонизировать, возникла такая шальная идея: сначала войти в состав Константинопольского Патриархата, а затем добиться легальной автономии. И тогда никто не будет обзывать филаретовцев раскольниками, они приобретут более привилегированное положение, чем УПЦ МП, а после, при горячей поддержке Президента Украины, объявят оппонентов нелегалами, «московскими марионетками», постепенно перетянут к себе их паству, отсудят храмы. Но это в теории. А отпустит ли их Варфоломей? Не получат ли наши самостийники прозвище «турецкие марионетки»?

25 июля с.г. священники противоборствующих православных церквей (УПЦ МП и УПЦ КП) дискутировали в прямом эфире «5 канала». Оба произвели на автора этих строк хорошее впечатление, однако, когда разговор зашел о самостоятельности и каноничности украинского православия, сложилось впечатление, что они оба над зрителями издеваются. Один говорит, что для самостоятельности и соборности нашей церкви ее нужно сначала ввести под омофор Константинополя; другой: мы будем добиваться независимости Украинской церкви, но сначала все православные приходы должны войти в подчинение Московскому Патриарху. А уж потом мы непременно добьемся автономии.

Щас! Так вас Константинополь с Москвой и отпустили! Не следует тешить себя напрасными иллюзиями. Вселенский православный патриархат, за который идет ныне прикрытая, но упорная борьба между Константинополем и Москвой, – власть мировая.

Кстати, почему, когда говорят, что УПЦ Киевского Патриархата –  «неканоническая», никто не называет КАНОН, который был нарушен при ее возникновении? Или никто ничего не нарушал (тогда почему УПЦ КП не трубит об этом на весь мир?), или канона нет вообще, а значит, и нарушать нечего (а вот это уже выгодно всем – если нет канона, можно и своевольничать, и тиранить других сколько угодно). А кто каноны устанавливает? Вселенский христианский собор. А сколько времени его не было? Да, вот уж скоро 1000 лет. Так, может, в этом дело? Нет канона – нет проблемы, делай чё хошь.

И Рим, и Константинополь, и Москва: все самопровозглашенные, но планету между собой поделить успели, и теперь никому ничего не дают и не дадут – чтоб своими руками не взращивать себе конкурентов.  

Церковь + власть = любовь

Есть еще один неприятный момент. Все наши патриархи и большинство митрополитов уж очень любят дружить с властью. Те, кто выступает за независимую Украинскую церковь, во многом правы. В Киевском Патриархате есть хорошие, честные священники. Однако будет ли независимой Украинская церковь, если ее возглавит человек, водивший дружбу с Председателем Верховного совета СССР Анатолием Лукьяновым и заговоривший о независимости Украинской церкви только тогда, когда потерпел поражение на выборах Московского Патриарха? Как вы думаете, если бы Филарет тогда выиграл у Алексия и стал Московским Патриархом, позволил бы он основать Киевский Патриархат и отделить его от себя? Филарет был лучшим другом Кравчука, сейчас вот с Ющенко дружит. Владимир Сабодан, с которым Филарету, как говорят оптимисты, следует объединяться, на выборах симпатизировал Януковичу. В свое время мы видели их обоих на цветном плакате, который вместе с листовками за Януковича раздавали во многих православных храмах. Листовки хороши на партсобраниях, а настоящий православный верующий приходит в храм к Богу, а не к Ющенко, Тимошенко или Януковичу. А Московский Патриарх Алексий Ридигер, чтоб легче жилось и удобнее сиделось на престоле, всегда поддерживал замечательные отношения сначала с Ельциным, потом с Путиным, а сейчас уже и с Медведевым. Да и штаб-квартиру свою в Кремль перенес, хотя ему, как главному монаху, вообще-то, в монастыре положено находиться, грехи атеистической советской власти, с коей сотрудничал, отмаливать.

Глаза слезятся, когда видишь сытые физиономии руководителей наших государств, которые ежедневно обворовывают своих граждан, а рядом – святых отцов, которые прекрасно с ними ладят, и тоже не прочь кое-что в святой карман положить. Понятно, что алтарь – не парламентская трибуна, а патриарх – не революционер. Однако любовь наших церковников к власть имущим настолько маниакальна, что становится тошно.

И пока мы размышляем о том, кто больший обманщик и самозванец – московский или киевский батя, мысли о Боге как-то отступают на второй план. Кстати, интересно бы узнать Его мнение по этому поводу, поскольку наше духовенство настолько заплело пастве все извилины, что мы уже не верим никому.

Самое лучшее, что в данной ситуации могут сделать наши бородатые отцы в рясах – сесть за стол, воздать хвалу Господу, выпить по бокальчику церковного вина по случаю праздника, пожать друг другу руки, а затем разъехаться по своим приходам. Забыть о лицемерных призывах к объединению православных церквей и перестать поднимать эту тему.

 Патриарх Варфоломей отбыл на свой остров, не сказав ничего определенного, Киевский Патриархат под свое крыло не взял и вообще это словосочетание ни разу не произнес.

Объединения не будет еще долго, ведь голова у тела должна быть одна, а наши патриархи – люди гордые и принципиальные, они ни за что не согласятся подчиниться кому-то из давних соперников. В этом споре не будет победителей, у каждого – своя правда, а  конфликты лишь в очередной раз ударят по авторитету православия, отталкивая прихожан, которых с удовольствием подберут баптисты, адвентисты, «посольства» и «свидетели». Чтобы укрепить православие, пусть наши церковные иерархи перестанут лить друг на друга грязь и не запрещают прихожанам посещать храмы «конкурирующих православных фирм». Пусть люди сами решают, где молиться Богу. 

С праздником Крещения Руси, дорогие читатели!

Главный редактор газеты "Вечерний Луганск" Герман БорисоВ

 

Газета «Вечерний Луганск» №30 (394) от 30 июля 2008 года.

E-mail: evlug@mail.ru тел/факс: 8 (0642) 50-60-25

 

 

Герман Борисов