Украина откажется от картошки: в 2013 году аграрии планируют значительно сократить посевные площади под «второй хлеб». Ірта-Fax
Приєднуйтесь до нас: Facebook YouTube
Вибір за датою
Цитата дня
Уся пи*дота, що краде гроші на війні, мусить знати: ми вас, упирі та бля*і, на олівець кровʼю своєю пишемо. Сторінок там вже не мало... Ті з нас, хто повернеться з війни живим, знайдуть кожного. Тікайте не озираючись. А краще застрельтеся. У*обки.
МАДЯР 07.01.2024
Суспільна думка
21 февраля 2013

Украина откажется от картошки: в 2013 году аграрии планируют значительно сократить посевные площади под «второй хлеб»

Картофель вполне мог бы стать новым национальным символом Украины. На 4-м Голландско-украинском форуме по агробизнесу «Прибыльное производство картофеля в Украине» это признали даже голландцы. «Голландия - картофельная страна, мы экспортируем 2 млн т продукта в год. У нас даже Ван Гог рисовал картошку! Но мы видим, что и у Украины есть потенциал для того, чтобы стать крупной страной-экспортером картофеля в Европе», - сказал Эверт Ян Краенбринк, советник по вопросам сельского хозяйства посольства Нидерландов в Украине.

Но, по мнению экспертов, без наращивания экспорта и открытия новых картофелеперерабатывающих предприятий дальнейший рост производства картошки в Украине нецелесообразен. Если же говорить о внутреннем рынке, то здесь увеличение дохода в 2013 году может ожидать лишь крупный производитель, который работает с супермаркетами. Однако для этого ему придется вложить средства в предпродажную подготовку и брендирование продукции.

Особый сорт для супермаркета

С 1 гектара европейский фермер в среднем получает 35 т картофеля, тогда как украинец лишь 15 т. Низкая производительность по отрасли объясняется тем, что более 90% продукта выращивается в мелких подсобных хозяйствах. Это же влияет и на качество картофеля.

«Если бы посетитель супермаркета увидел витрину с картошкой из 10 дворов, он бы пришел в ужас. Я отдаю предпочтение крупному производителю, который регулярно поставляет один сорт картошки», - говорит Максим Диденко, руководитель направления «Фрукты и овощи» ООО «Fozzy Group». - В целом в нашей сети представлено 16 видов картофеля - 8 украинских и 8 импортных».

Напомним, из 145 существующих в Украине сортов только 63 отечественной селекции.

«Это не значит, что наши ученые не работают вообще - в прошлом году ими было выведено несколько новых украинских сортов. Но развивать это направление мы обязаны и в дальнейшем», - прокомментировал ситуацию заместитель министра аграрной политики Александр Сень.

Однако, по мнению ритейлеров, обилие сортов рынку вовсе не нужно. Для повышения продаж в супермаркетах необходима качественная однородная продукция, которую могут поставить лишь крупные фермерские хозяйства. И доля таких игроков на рынке постепенно увеличивается.

Как отметил Владимир Лапа, генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса, посевные площади сельскохозяйственных предприятиях за пять лет выросли в два раза - с 23 тыс. га до 39 тыс. га. Этому способствовала высокая цена на картофель в 2008 году - 1 доллар за килограмм. В тот период на рынок были привлечены дополнительные инвестиции, при этом деньги вкладывались не только в производство картофеля, но и в постройку хранилищ и предпродажную подготовку - мойку и упаковку продукта.

«За прошлый год наша сеть увеличила продажи картофеля до 35 тыс. т. Тогда как в 2011 году мы реализовали меньше 20 тыс. т. Это говорит о том, что покупатель готов платить за качество. Сегодня активно растет спрос на фасованный картофель, цена которого выше на 70%, - говорит Максим Диденко. - Современный украинец образован, он, например, уже знает, что гратен это не только блюдо, но старинный сорт французской картошки». По словам эксперта, в ближайшем будущем картофель в продаже будет делиться еще и по типам приготовления, например, «пюре» или «картофель фри».

Согласно прогнозам Украинской ассоциации производителей, за три года доля картофеля, реализуемого в супермаркетах, вырастет с 10% до 40%. А пока украинцы предпочитают покупать картофель «у бабушек». Как сообщили в Укоопсоюзе, на рынке он - лидер продаж.

Корнеплоды - за рубеж!

«Украинцы только говорят о сале, а выращивают и едят картошку, - сказал на агрофоруме заместитель министра аграрной политики Александр Сень. По словам чиновника, внутренний рынок Украины картофелем перенасыщен, поэтому единственный выход для отрасли это наращивание экспортных поставок. Но сегодня это реализовать проблематично: российскому рынку в отличие от предыдущих лет своего картофеля уже хватает, а Европа для Украины по-прежнему остается закрытой.

«В сыром виде Украина экспортировать картофель в Европу не может. Чтобы изменить положение дел, на переговоры может уйти несколько лет. А вопрос, куда девать картошку остро стоит уже сегодня», - сказал Сергей Рыбалко, президент Украинской ассоциации производителей картофеля.

Впрочем, в конце прошлого года эксперты отметили позитивную тенденцию - в декабре экспорт украинской картошки достиг существенного для страны уровня - 2 тыс. т.

По прогнозам экспертов, в 2013 году перепроизводство картофеля в Украине составит минимум 2%.

«Сегодня наша картошка одна из самых дешевых в СНГ и Европе. Молдова и Сербия - это основные стратегические партнеры, импортирующие украинский корнеплод», - отметил Владимир Лапа.

С ними Украина, в первую очередь, и планирует развивать отношения.


+Поширити: