Казначейство отказывается выплачивать 2 миллиона переселенцам из Песок за разрушенное в АТО жилье. Ірта-Fax
Приєднуйтесь до нас: Facebook YouTube
Вибір за датою
Цитата дня
Уся пи*дота, що краде гроші на війні, мусить знати: ми вас, упирі та бля*і, на олівець кровʼю своєю пишемо. Сторінок там вже не мало... Ті з нас, хто повернеться з війни живим, знайдуть кожного. Тікайте не озираючись. А краще застрельтеся. У*обки.
МАДЯР 07.01.2024
Суспільна думка
Экономика / Региональные
29 мая 2018, 09:58

Казначейство отказывается выплачивать 2 миллиона переселенцам из Песок за разрушенное в АТО жилье

Десятки тысяч украинцев, потерявших свое имущество и жилье из-за обстрелов на Донбассе, не могут получить за это законную компенсацию. Речь идет о миллиардах гривен, которых нет в украинском бюджете. Депутаты не спешат решать эту проблему, ведь платить все равно нечем, пишет «LB.ua».

Елена Лошадкина вместе с мужем Игорем жила в селе Пески (Донецкая обл.). Когда в 2014 году линия фронта приблизилась к их дому, они не оставили его. 10 января 2015 года в их дом попал бронебойный-зажигательный снаряд, прилетевший со стороны незаконных вооруженных формирований (НВФ). Лошадкины прятались от обстрела в подвале. Весь дом полностью сгорел, а им удалось выбраться из-под обломков и спастись. Семья переехала в Киевскую область. Здесь они встали на учет, как внутренне перемещенные лица (ВПЛ) и нашли себе жилье.

Вскоре Елена Лошадкина узнала, что украинские законы предписывают выплачивать денежную компенсацию пострадавшим от проведения АТО. Об этом, в частности, говорится в ст. 19 раздела 6 «Закона о борьбе с терроризмом», которая называется «Возмещение вреда, причиненного террористическим актом...». И написано там, что «возмещение вреда, причиненного гражданам террористическим актом, производится за счет средств государственного бюджета Украины в соответствии с законом и с последующим взысканием суммы этого возмещения из лиц, которыми причинен вред, в порядке, установленном законом». Тогда Игорь Лошадкин с помощью адвокат Юлии Науменко подал в суд против представителей украинского государства по возмещению. Государственные органы отказались предоставлять Елене справку о стоимости утраченного имущества из-за обстрелов, которые продолжаются в Песках. Частный эксперт назвал сумму свыше 2 млн грн материального ущерба. Елена добавила к этому еще 200 тыс. грн морального ущерба. Она объяснила это так: «Вместе с домом мы потеряли всю нашу жизнь».

В сентябре 2017 года Печерский райсуд Киева удовлетворил иск Игоря Лошадкина к различным органам государственной власти Украины. Судья Виталий Писанец присудил выплатить ему 1,8 млн грн материального и 10 тыс. грн морального ущерба за счет средств Государственного бюджета Украины. Но государство с таким решением не согласилось и обжаловало его в апелляции. 18 марта 2018 года Апелляционный суд Киева утвердил это решение. А значит, Лошадкины должны были получить деньги. Но это только в теории. Для того, чтобы получить деньги по решению суда, их сначала должно выделить Государственное Казначейство.

Исполнительный лист Печерского райсуда Киева от 2 апреля 2018 года Казначейство получило 5 апреля. Но чиновники Казначейства ответили на него так: «Возмещение материального ущерба, причиненного террористическим актом за поврежденный дом в поселке Пески Ясиноватского района Донецкой области и имущество в сумме 1,8 млн грн не может быть принято во исполнение». Причину они указали такую: «По состоянию на сегодня законодательством не определены источники и порядок возмещения вреда, причиненного террористическим актом». То есть закон предписывает платить, а денег для этого депутаты в бюджете не назначили. И даже более того – они, похоже, решили полностью избежать даже возможности для выплаты компенсации.

Верховная Рада в январе 2018 года приняла «Закон об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». В ст. 2 этого Закона среди прочего указано: «Ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный Украине и ее гражданам, возлагается на Российскую Федерацию». Очевидно, это означает, что теперь украинцем придется требовать компенсацию за разрушение жилья и другого имущества непосредственно у России.

Кстати, именно в случае Лошадкиных казначейство приняло во исполнение оригинал исполнительного документа в части возмещения морального вреда в размере 10 тыс. грн.

Адвокат Лошадкиных Юлия Науменко сотрудничает с Центром стратегических дел Украинского Хельсинского союза по правам человека. Юрист считает утверждение казначейства незаконным, поскольку оно противоречит решению Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и национальному законодательству. Для подтверждения своих слов она приводит отрывок из ст. 2 Закона Украины «О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений». Там написано, что «Государство гарантирует выполнение решения суда о взыскании средств и обязательства совершить определенные действия относительно имущества, должником по которому является, в частности, государственный орган». В ст. 3 этого Закона отдельно указано, откуда можно взять деньги «в случае отсутствия у указанного государственного органа соответствующих назначений». Там указано, что возмещать убытки надо «за счет средств, предусмотренных по бюджетной программе для обеспечения выполнения решений суда». Но, если внимательно проверить украинский бюджет на 2018 год, то такой статьи там нет. Это вполне может стать следующим аргументом Казначейства для отказа в перечислении средств.

Тем временем бытовые условия вынужденных переселенцев остаются крайне тяжелыми. Елена Лошадкина рассказала, что они с мужем живут в 18 км от Киева в Житомирском направлении. Там их дочь получила небольшой участок земли. На нем Лошадкины поставили вагончик площадью 24 кв. м. К нему подвели электричество, воду, утеплили и живут в нем уже несколько лет. Елена работает на четырех работах, чтобы хоть как-то выкрутиться, поскольку ее мужа-пенсионера никто на работу брать не хочет. Денег хватает на самое необходимое, потому Лошадкины научились довольствоваться малым. «Но мы ожидаем эту компенсацию, ведь мы всю жизнь работали, всю жизнь платили налоги. На эти деньги мы или построим новое жилье, или приобретем домик где-то около Киева или Житомира», – говорит Елена.

Лошадкины не надеются, что государство добровольно выплатит им компенсацию, так как по факту уничтожения их имущества полиция до сих пор не открыла даже уголовного дела. Поэтому еще в 2015 году пострадавшие обратились в ЕСПЧ. Как известно, украинские правоохранители обязаны выполнять решения этого суда и выплачивать компенсацию из украинского бюджета, если ЕСПЧ признает это необходимым.


+Поширити: